Здаровая сям'я - здаровыя дзеці

Профилактика нарушений зрения

развернуть

Памятка  родителей по профилактике нарушений зрения у школьников

            

             Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зрения, как спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм.

             Развитие близорукости (миопии) связано, главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении. Вследствие этого происходит нарушение кровоснабжения и возникают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению в длину. В результате ребенок плохо видит далеко расположенные предметы и текст на классной доске, и пытается исправить ситуацию, прищуриваясь или надавливая на глазное яблоко.

             Крайне важно обеспечить хорошую освещенность. Наиболее благоприятной для зрительной работы является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк, если используется искусственное освещение, оно должно быть  равномерным, не создавать на рабочих поверхностях резкие тени и блики. Настольную лампу на рабочем столе ребенка надо располагать слева (для правшей, для левшей - справа), лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром светлых неярких оттенков, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Оптимальная мощность лампы составляет 60 - 80 ватт. При длительной зрительной работе в условиях постоянного контраста освещенности развивается стойкий спазм аккомодационной мышцы, приводящий в дальнейшем к формированию близорукости.

             Время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25 - 30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.

             Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора.

             Чтобы сохранить острое зрение в течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных правил:

  1. Обеспечить  здоровый и достаточный по времени сон.
  2. Правильно питаться.

             В рационе близоруких детей должны быть:

  1. морковь - богатый источник бета-каротина;
  2. черника - свежая и сухая черника повышает остроту зрения, снимает усталость глаз и улучшает сумеречное зрение. Целебные свойства черники объясняются наличием биофлавоноидов, способствующих питанию сетчатки глаза;  
  3. красный сладкий перец и шпинат - источники лютеина, который, подобно солнечным очкам, защищает сетчатку. Надо только помнить, что при тепловой обработке лютеин разрушается, поэтому эти продукты нужно есть в сыром виде;
  4. кукуруза, апельсины, манго и персики – богаты зеаксантином, который, как и лютеин, защищает сетчатку и предотвращает  помутнение хрусталика;   
  5. рыба - содержит много таурина, ненасыщенных жирных кислот и витамина Е, предупреждающих излишнюю сухость глаз;
  6. шиповник - признанное профилактическое средство при дистрофии сетчатки;   
  7. цитрусовые - витамин С необходим для защиты глаз от инфекций, а также для предотвращения возрастных заболеваний.

             Комплекс упражнений для младших школьников:

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.
  4. Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
  5. Исходное положение - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4 - 5 раз.

             Комплекс упражнений для учащихся 5-11 классов:

  1. Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке стола, - выдох. Повторить 5 - 6 раз.
  2. Сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 - 6 раз.
  3. Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5 - 6 раз.
  4. Сидя. Делать круговые движения глазами сначала вправо, затем - влево. Повторить 5 - 6 раз.
  5. Сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4 - 5 раз.
  6. Сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3 - 5 секунд. Повторить 6 - 8 раз.
  7. Сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

             Еще раз следует подчеркнуть, что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными. Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10—15 минут для отдыха. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.

             Чтобы не допускать зрительного утомления, книгу нужно положить на подставку на расстоянии 35 сантиметров от глаз. Настольная лампа с галогеновым светильником, как правило, ставится слева. Сочетание дневного и искусственного светы вреда не принесет.

            

свернуть

Влияние пьянства в семье на детей

развернуть

Пьянство в семье оказывает негативное разрушительное влияние на все сферы жизни ребенка:

Ребенок не осознает негативного влияния алкоголя, т.к. он уверен в том, что все действия и отношения родителей являются верными и правильными. Дети не могут дать анализ реального положения дел в их семье, поэтому рассматривает употребления алкоголя как абсолютную норму. Такое отношение к жизни может привести к раннему детскому алкоголизму. Ребенок может начать считать употребление спиртных напитков признаком взрослости, и будет стараться участвовать в родительских вечеринках, а затем и начнет организовывать свои собственные.

Пьянство и семья вещи несовместимые. Употребление алкоголя приводит к ссорам на бытовой почве, скандалам, побоям и другим тяжелым последствиям. Стоит ли говорить о влиянии сцен домашнего насилия на психику детей. Естественно, что такое зрелище может привести к тяжелой психологической травме, которая может иметь самые тяжелые негативные последствия для незрелой детской психики.

Пьянство в семье символизирует безответственность и расхлябанность. Ребенок из подобной семьи безответственно относится к учебе, часто разлагает дисциплину, не способен отвечать за собственные поступки и действия. Детям необходима поддержка матери и отца, но в алкогольно-зависимой семье родители не способны оказать подобную поддержку, и ребенок оказывается наедине со своими проблемами.

Пьянство всегда имеет продолжение в виде проявления агрессии. Дети часто попадают под горячую руку своих родителей. Кроме психических травм дети могут получить физические травмы.

Алкоголизм требует финансовых влияний. На него, как правило, уходит существенная часть семейного бюджета. Эти деньги часто отнимаются у образования, бытовых расходов, лечение и т.д. Ребенок из алкогольно-зависимой семьи не получает всех благ цивилизации, которые получают его сверстники из благополучных семей. Дети из таких семей имеют комплекс неполноценности.

Алкоголизм родителей не прибавляет материального благополучия в семье. В таких семьях не уделяется должного внимания правильному питанию и оздоровлению ребенка. Результат — ослабленный и болезненный ребенок. Очень часто у таких детей наблюдается замедление и задержка физического и психического развития психогенного характера.

свернуть

Злоупотребление алкоголем как показатель семейного неблагополучия

развернуть

Согласно Приложению к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 15.01.2019   № 22 третьим критерием социально опасного положения является аморальный образ жизни родителей, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребление своими правами и (или) жестокое обращение с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей).

 

Показатели к данному критерию:

в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

- в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия

- установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему

 

Алкоголь – спутник домашнего насилия

В 1975 году Всемирная организация здравоохранения официально признала алкоголь наркотиком, разрушающим здоровье человека. В настоящее время учеными доказано, что нет безопасных, а тем более полезных доз алкоголя, так 100 г. Водки губит 7,5 тыс. активно работающих клеток головного мозга. Употребление алкоголя во всем мире является третьим ведущим фактором риска расстройств здоровья. Употребление алкоголя не только наносит вред здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический.

Особую тревогу вызывает проблема СЕМЕЙНОГО АЛКОГОЛИЗМА. Примерно половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом супруга.

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие, отсутствие взаимопонимания – все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей.

Изучение состояния детей, чьи родители злоупотребляют алкоголем, показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка.

 

Вся жизнь алкогольной семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью. Члены семьи активно отрицают алкогольную зависимость, стремятся тщательно скрывать НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ своей семьи от посторонних и даже друг от друга. Жизнь такой семьи построена на лжи.

Дети в алкогольной семье:

- отклонения в поведении, обусловленные неправильным воспитанием либо его отсутствием;

- формирование специфических черт характера, которое провоцирует недостаток заботы, ласки, жизнь в постоянном страхе и непредсказуемости поведения взрослых;

- двойственное отношение к пьющим родителям, сочетание обиды, ожидание предательства, горя и безусловной любви;

- склонность к внутренней переработке чувств и переживаний (для детей характерно гордиться своими родителями, поэтому, когда они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, дети замыкаются в своих переживаниях и обидах);

- появляются невротические расстройства: нарушение сна, неустойчивость настроения, тики, заикание, энурез;

- как попытка проявить свой протест сложившейся ситуации в семье,  желание отомстить, возможны попытки самоубийства

- имитационное поведение – сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество.

свернуть

Семья и алкоголь. Рекомендации для родителей

развернуть

Общеизвестен тот факт, что дети до 6 лет полностью копируют взрослых и впи­тывают как губка все, что происходит в семье. И когда на приёме сидят родители, которые не испытывали от алкоголя проблем, но к наркологу привели спивающегося сына или дочь, мы начинаем расспрашивать о том, как рос ребенок, что видел, что слышал. И прослеживается ряд ошибок, допускаемых родителями. Дело в том, что для маленького ребёнка именно его семья является авторитетом. И когда в семье приём спиртных напитков от детей не скрывается, а в их присутствии произносятся фразы такие, как: «я так устал, хочу выпить, расслабиться», либо «давай позовем друзей, попьём пиво» и т.д., то у ребенка формируется мнение, что алкоголь в самом деле незаменимая в жизни вещь. Из таких на первый взгляд безобидных фраз ребёнок или подросток выносит для себя определённую информацию: алкоголь — это хорошо (значит, чем больше, тем лучше), ради него стоит собираться с друзьями; если на душе горе или радость, — алкоголь всегда поможет.

   Родители должны стремиться к тому, чтобы в семейных торжествах ребенок видел именно радость общения друзей, чтобы научился переживать печальные минуты в жизни независимо от наличия алкоголя. И если Вы хотите уберечь своего ребенка от алкоголизма, начните с себя. Ведь Ваш малыш возьмет с собой в будущее эталоны поведения семьи в горе и в радости.

   Намного сложнее обстоит дело с подростками, которые с детства растут в семье, где один из родителей страдает алкоголизмом. Такие дети с пелёнок находятся в неблагополучной семейной обстановке, впитывая в себе эталоны поведения алкоголика. И они наверняка получили в наследство предрасположенность к развитию алко­голизма.

   Конечно же, нельзя утверждать, что такие дети в 100 % случаев будут страдать алкоголизмом, но риск раз­вития заболевания у них выше. Есть несколько советов специалистов для родителей, желающих наслаждаться общением со своим ребенком не только в младенчестве, но и наблюдая его зрелую жизнь.

 

Совет 1. Сделайте все, чтобы Ваш малыш до 5-6 лет не видел спиртного в доме.

Совет 2. Если ребенок постарше и наблюдает в Вашей семье застолье, он должен прочувствовать, что тёплая и весёлая атмосфера за столом оттого, что людям нравится друг с другом общаться, и что атмосфера в компании ничуть не меняется, если за столом нет спиртных напитков.

Совет З. Ни под каким предлогом не разрешайте приём даже слабых спиртных напитков до 16—17 лет, то есть до того возраста, когда можно говорить об окончании формирования печени.

Совет 4. Если у Вас в семье есть явные примеры страдающих хроническим алкоголизмом, проведите с ребенком ряд доверительных бесед о том, чего именно он должен опасаться в жизни.

Совет 5. Когда Ваш сын или Ваша дочь подрастут, поговорите с ними о культуре приёма спиртных напитков:

-желательно, чтобы на питейном столе присутствовал лимон, так как находящаяся в нём аскорбиновая кис­лота будет стимулировать печень к быстрейшей переработке алкоголя;

-не забывать о приеме пищи, так как еда будет связывать алкоголь, не позволяя ему быстро всасываться;

- между выпиваемыми дозами нужно соблюдать достаточный временной промежуток, чтобы не пропустить момент, когда выпито уже достаточно и прием спиртных напитков нужно прекратить;

-не следует употреблять вперемешку различные спиртные напитки.

Совет 6. Желательно, чтобы первая алкоголизация Вашего ребенка, конечно достигшего 16-17 лет, произошла в Вашем присутствии, когда Вы сможете подсказать ему все тонкости общения со спиртными напитками.

   И главное, объясните своему повзрослевшему ребенку, что он должен сам следить за выпиваемой дозой. Если количество употребляемых спиртных напитков от раза к разу неуклонно растет, нужно остановиться и сделать длительный перерыв в приеме алкоголя (2—4 месяца), так как это тревожный признак начинающегося заболевания.

   Если Ваш сын или дочь таким образом будут относиться к своему здоровью, то нет сомнения, что, несмотря на имеющуюся генетическую предрасположенность, проблемы, связанные с алкоголем, будут сведены до минимума.

Очень важно!

  Многие родители стыдятся говорить, что их ребенок зависим. Но, чем раньше Вы об этом скажете, тем лучше. Это происходит и в «лучших семьях». Говорите о своих проблемах, просите помощи. Это ваше право! Обратитесь за консультацией. Ваш ребенок получит помощь. И у Вас будет собеседник, с которым можно обсудить ваши проблемы.

   Вам предложат свою поддержку и помощь, когда Вы:

• не уверены, употребляет ли ваш ребенок алкоголь;

• боитесь, что ваш ребенок подвержен этой опасности;

• знаете, что ваш ребёнок зависим

свернуть