Прававая інфармацыя для бацькоў

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ДЕКРЕТЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 24 ноября 2006 г. N 18 О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ

развернуть

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г.N 18 “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях” определяет ответственность родителей за содержание ребенка независимо от того, как они справляются с его воспитанием, возмещение родителями расходов, затраченных
государством на содержание детей, начиная со дня помещения ребенка на государственное обеспечение и прекращается после их полного погашения.
В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей,не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, в рамках исполнения Декрета к родителям могут быть применены следующие меры:
 в случаях, когда родители ведут аморальный образ жизни, являются хроническими алкоголиками или наркоманами,ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, дети подлежат отобранию и помещению на государственное обеспечение (социальный приют, детские дома,школа-интернат и др.) Решение об отобрании ребенка у родителей,установлении ему статуса, оставшегося без попечения родителей,помещении ребенка на государственное обеспечение в
трехдневный срок принимает комиссия по делам несовершеннолетних или органы опеки;
 после отобрания ребенка, со дня помещения его на государственное обеспечение, родителям прекращаются выплаты всех пенсий и социальных пособий, которые они получали на несовершеннолетних детей;
 информация об отобрании ребенка отправляется по месту работы родителей для взыскания средств, затраченных на содержание ребенка в государственном учреждении;
 неработающие родители подлежат трудоустройству на основании постановления суда. Уклонение от явки на работу, либо сокрытие или занижение размера заработной платы является основанием для привлечения родителей к уголовной ответственности в соответствии со ст. 174 Уголовного Кодекса РБ;
 по искам администрации района родители,уклоняющиеся от возмещения расходов на содержание детей,могут быть выселены в судебном порядке из занимаемых жилых
помещений государственного или частного жилищного фонда,которые сдаются в наем. Средства, полученные, от сдачи жилых помещений перечисляются на погашение расходов по содержанию детей;
 родителям, чьи дети, помещены на государственное обеспечение, запрещается отчуждать (продавать) принадлежащее им недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации (квартиры, дачи, транспортные средства и др.).
Местным исполнительным и распорядительным органам представляется право временно выселять в судебном порядке нерадивых родителей из занимаемых ими жилых помещений с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, в
том числе вне пределов данного населенного пункта.Временно свободные жилые помещения будут сдаваться по договору найма (поднайма) с направлением дополнительно вырученных средств на погашение задолженности по возмещению
расходов государства на содержание детей.

свернуть

Постановление Совета Министров Республики Беларусь №22 от 15.01.2019 с изменениями от 01.12.2023)

развернуть

О признании детей находящимися в социально опасном положении 15.01.2019 № 22 (с изменениями от 01.12.2023).

Дата: 26 декабря 2023 в 12:25
Автор: Кот Е. А.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 января 2019 г. № 22

(с изменениями, введенными Постановлением СМ РБ № 856 от 01.12.2023)

О признании детей находящимися в социально опасном положении

В соответствии с частью пятой статьи 116 и частью первой статьи 117 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (прилагается).
  2. Установить критерии и показатели социально опасного положения согласно приложению.
  3. Решения о признании детей находящимися в социально опасном положении, принятые до вступления в силу настоящего постановления, подлежат пересмотру в соответствии с данным постановлением в течение шести месяцев после вступления его в силу.
  4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Премьер-министр Республики Беларусь                                                                        Р.Головченко

 

Приложение

к постановлению  Совета Министров

Республики Беларусь

15.01.2019 № 22 (с изм. от 01.12.2023)

Критерии и показатели социально опасного положения  

Критерии социально опасного положения

Показатели социально опасного положения

1. Родителями  не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи;

родители допускают систематическое  отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста;

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, газопроводы, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них и представляют угрозу жизни и безопасности, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория которых не соответствуют требованиям пожарной безопасности и в которых имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;

родители систематически (два и более раза в течение шести месяцев подряд)  не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью;

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения);

родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания

(Введено Постановлением СМ РБ № 493 от 30.08.2021)

в  отношении  родителей  установлены  факты,  подтверждающие,  что  они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида,получил тяжкие телесные повреждения в результате воздействия внешних факторов и угроз, в том числе вследствие пожара, падения с высоты, отравления психоактивными веществами;

оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее расходование пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, назначенных на ребенка (детей), материальной помощи, государственной адресной социальной помощи, вследствие чего не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей), допускают отсутствие пищи, одежды, обуви, места для отдыха, занятий и игр ребенка (детей).

(Введено Постановлением СМ РБ № 856 от 01.12.2023)

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки  административного правонарушения либо преступления 

в отношении родителей ребенка (детей) неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности и (или) освобождения от административной ответственности за совершениеправонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей ребенка (детей) в рамках административного либо уголовного процесса установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего он совершил правонарушение и в отношении него начата индивидуальная профилактическая работа в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З ”Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

(Введено Постановлением СМ РБ № 856 от 01.12.2023)

3. Родители,  иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребёнка (детей)

в отношении родителей,  иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 17.1, 18.15, 19.1, частями 2 - 5 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8, 19.10 - 19.12, 25.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

(Введено Постановлением СМ РБ № 856 от 01.12.2023)

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись профилактические меры воздействия в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях или меры индивидуальной профилактики в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З ”Об основах деятельности по профилактике правонарушений; 

(Введено Постановлением СМ РБ № 856 от 01.12.2023)

установлены факты жестокого обращения родителей,  иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического, сексуального и (или) психологического насилия по отношению к нему;

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) совершения административного правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов;

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) уклонения от диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием синдрома зависимости от алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов.

(Введено Постановлением СМ РБ № 856 от 01.12.2023)

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление  Совета Министров

Республики Беларусь

15.01.2019 № 22 (с изм. от 01.12.2023)

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Настоящим Положением определяется порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, включающий выявление детей, находящихся в социально опасном положении, порядок и сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, взаимодействие органов опеки и попечительства, иных организаций, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей (далее – государственные органы, государственные и иные организации), с семьей при реализации мероприятий, направленных на устранение социально опасного положения и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

2.Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», иными актами законодательства, а также следующие термины и их определения:

выявление детей, находящихся в социально опасном положении, – комплекс действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению обстановки, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни или здоровья ребенка

(далее – неблагоприятная для детей обстановка);

социальное расследование – деятельность государственных органов, государственных и иных организаций по изучению положения и обследованию условий жизни и воспитания ребенка (детей) в семьях, в отношении которого поступила информация о неблагоприятной для детей обстановке; признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении –

принятие по итогам социального расследования решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в установленном настоящим Положением порядке, на основании которого осуществляется реализация мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;

мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (далее – мероприятия), – совместная деятельность государственных органов, государственных и иных организаций с семьей, направленная на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

ГЛАВА 2

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  1. Государственные органы, государственные и иные организации в пределах своей компетенции участвуют:

в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении; в организации и проведении социального расследования;

в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном

положении; в реализации мероприятий.

4.В деятельности, указанной в пункте 3 настоящего Положения, в пределах своей компетенции участвуют следующие государственные органы и государственные организации:

местные исполнительные и распорядительные органы;

комиссии по делам несовершеннолетних городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах) (далее – комиссии по делам несовершеннолетних);

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отделы образования);

учреждения образования; организации здравоохранения;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты (далее – органы по труду, занятости и социальной защите);

территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального

обслуживания семьи и детей;

территориальные органы внутренних дел;

 органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно- коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением;

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях;

орган государственного энергетического и газового надзора, энергоснабжающие, газоснабжающие организации.

Иные организации участвуют в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, социальном расследовании и реализации мероприятий в пределах своей компетенции.

5. Координацию деятельности государственных органов, государственных и иных организаций, указанной в пункте 3 настоящего Положения, осуществляют координационные советы, создаваемые в соответствии с частью второй пункта 28 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – координационные советы).

ГЛАВА 3

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ

ПОЛОЖЕНИИ

6. Государственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции:

отделы образования, учреждения образования – при организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, анализе участия родителей в образовательном процессе, при осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах, при анализе обращений граждан;

организации здравоохранения – при оказании медицинской помощи или медицинских услуг, в том числе при патронажах, вызове врача на дом, при выездах скорой медицинской помощи, медицинском наблюдении и оказании медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, в других случаях оказания медицинской помощи или медицинских услуг;

органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей – при назначении государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пенсий, государственной адресной социальной помощи, материальной помощи, оказании социальных услуг, проведении обследования многодетных семей, семей, воспитывающих ребенка-инвалида, реализации мер в сфере содействия занятости, осуществлении иных функций;

территориальные органы внутренних дел – при посещении по месту жительства лиц, состоящих на профилактическом учете, при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому, в рамках рассмотрения в установленном порядке заявлений и сообщений граждан и юридических лиц;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям – при проведении пожарно-профилактической работы;

организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, – при выявлении фактов невнесения платы по погашению задолженности лицами, имеющими на воспитании детей, которые были в установленном законодательством порядке предупреждены о необходимости погашения такой задолженности; государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях, – при продлении или расторжении договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии в отношении граждан, имеющих на воспитании детей и систематически нарушающих правила внутреннего распорядка в общежитии.

(органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей — при назначении пособий и пенсий, государственной адресной социальной помощи, материальной помощи, оказании социальных услуг, проведении обследования многодетных семей, семей, воспитывающих ребенка-инвалида, реализации мер в сфере содействия занятости, осуществлении иных функций).

орган государственного энергетического и газового надзора - при проведении адресных проверок технического состояния электрических и теплоиспользующих установок, газового оборудования и газопроводов потребителей газа, условий их эксплуатации в жилых помещениях граждан;

энергоснабжающие, газоснабжающие организации - при проведении проверок показаний приборов учета расхода электрической энергии и газа, расположенных в жилых помещениях граждан, при их обслуживании, при проведении технического обслуживания газового оборудования, предупреждении граждан, имеющих на воспитании детей, о необходимости погашения задолженности по оплате услуг электро- и газоснабжения

Иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку в пределах своей компетенции.

7.При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.

8.Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей) – в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования, или не проживает с семьей в связи с получением образования.

Организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на районном (городском) уровне, организуют методическое сопровождение деятельности учреждений образования по рассмотрению информации о неблагоприятной для ребенка (детей) обстановке.

ГЛАВА 4

ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

9.Руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, принимается решение, которым определяются персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее – комиссия), срок его проведения, не превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка, дата проведения заседания совета учреждения образования (социально-педагогического центра) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики).

10.К проведению социального расследования учреждение образования (социальнопедагогический центр) при необходимости привлекает специалистов государственных органов, государственных и иных организаций, указанных в пункте 4 настоящего Положения, по месту жительства детей, направив письменное уведомление.

11.Обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей) проводится комиссией не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) решения, указанного в пункте 9 настоящего Положения.

Составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), в котором отражаются сведения о ребенке (детях), родителях ребенка, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка (детей), а также о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения, установленных постановлением, которым утверждено настоящее Положение.

Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка (детей). При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.

12.При проведении социального расследования в соответствии с законодательством осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.

Предложения о мероприятиях формируются государственными органами, государственными и иными организациями при проведении социального расследования. При обследовании условий жизни и воспитания ребенка (детей) оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий.

По результатам социального расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях.

13.Совет профилактики по месту жительства семьи рассматривает акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информацию по результатам социального расследования и принимает одно из следующих решений:

обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;

рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг, иной помощи по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством;

информировать  отдел  образования  об отсутствии  критериев  и показателей социально опасного положения ребенка (детей) в семье.

14.В соответствии с принятым решением в координационный совет не позднее трех рабочих дней после проведения заседания совета профилактики направляются выписка из решения совета профилактики, акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), информация по результатам социального расследования и предложения о мероприятиях.

В государственный орган, государственную и иную организацию, предоставляющие  указанную в абзаце третьем пункта 13 настоящего Положения помощь,в абзаце третьем пункта 13 настоящего Положения социальные услуги, иную помощь в течение одного рабочего дня после проведения заседания совета профилактики направляется выписка из решения совета профилактики.

14<sup>1</sup> .  Государственный орган, государственная и иная организации, указанные в пункте 14, не позднее 14 рабочих дней со дня получения выписки из решения совета профилактики направляют в совет профилактики информацию об оказании помощи либо о необращении родителей за оказанием помощи для контроля условий жизни и воспитания ребенка (детей) и принятия решения в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 13 настоящего Положения.

ГЛАВА 5

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ)

НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ И ОБЖАЛОВАНИЕ ТАКОГО РЕШЕНИЯ

15.Материалы, указанные в части первой пункта 14 настоящего Положения, рассматриваются координационным советом в течение 14 дней.

О дате и времени проведения заседания координационного совета в обязательном порядке уведомляются родители.

Координационный совет принимает одно из следующих решений:

признать ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями;

отказать  в признании  ребенка (детей) находящимся  в социально опасном положении с указанием причин такого отказа.

16.Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, включающее мероприятия, в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется родителям, государственным органам, государственным и иным организациям, ответственным за его реализацию.

17.Исполнение решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не реже одного раза в квартал рассматривается координационным советом.

18.Координационный совет по результатам анализа исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении принимает решение:

о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, в том числе о включении дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей; о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о

необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите; о прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в случае устранения причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, или по достижении ребенком возраста восемнадцати лет, в случае избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы, в случае смерти ребенка, а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.

19.При изменении места жительства ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, учреждение образования (социально-педагогический центр) информирует отдел образования по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и мероприятия для принятия решения по новому месту жительства семьи в соответствии с частью третьей пункта 15 настоящего Положения.

20.Учет детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляют отделы образования либо уполномоченные ими учреждения образования (социально-педагогические центры) в порядке, установленном законодательством.

21.Решение о признании (об отказе в признании) ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано родителями в течение 10 рабочих дней со дня его принятия в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.

Обжалование решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не приостанавливает его исполнение.

ГЛАВА 6 РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

22.Реализацию мероприятий обеспечивают:

22.1.городские, районные исполнительные комитеты (местные администрации районов в городах), которые в пределах своей компетенции:

организуют работу по профилактике семейного неблагополучия, насилия в семье, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений детей;

принимают в установленном законодательством порядке решения о даче согласия на отчуждение собственниками жилых помещений или об отказе в отчуждении собственниками жилых помещений, в которых проживают в качестве членов семей собственников жилых помещений дети, признанные находящимися в социально опасном положении;

формируют и вносят для утверждения в Советы депутатов региональные комплексы мероприятий по вопросам социальной поддержки детей и семей, воспитывающих детей (в том числе оказание помощи к учебному году);

22.2. сельские, поселковые исполнительные комитеты, которые в пределах своей компетенции оказывают помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, в решении бытовых, жилищных и иных вопросов;

22.3.комиссии по делам несовершеннолетних, которые в пределах своей компетенции:

в установленном законодательством порядке принимают меры по защите прав и законных интересов ребенка (детей), находящегося в социально опасном положении;

организуют оказание помощи по обучению, трудовому и бытовому устройству ребенку (детям), досрочно прекратившему образовательные отношения и признанному находящимся в социально опасном положении;

22.4.отделы образования, которые в пределах своей компетенции:

обеспечивают реализацию права ребенка (детей) на получение образования; обеспечивают доступность образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;

обеспечивают учет детей, признанных находящимися в социально опасном положении;

22.5.учреждения образования (социально-педагогические центры), которые в пределах своей компетенции:

создают специальные условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи;

оказывают психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку ребенку (детям) и родителям;

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально  опасном положении;

22.6. организации здравоохранения, которые в пределах своей компетенции:

в установленном законодательством порядке оказывают медицинскую помощь;

консультируют родителей по вопросам организации условий быта, ухода, питания ребенка (детей);

обучают родителей навыкам ухода за новорожденными детьми и детьми раннего возраста;

консультируют родителей и других членов семьи по вопросам формирования здорового образа жизни;

осуществляют контроль за выполнением медицинских рекомендаций по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка (детей);

обеспечивают медицинское наблюдение, в том числе на дому, детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;

22.7. органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей, которые в пределах своей компетенции:

проводят обследования многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, семей, в которых выявлены признаки неблагоприятной для детей обстановки;

оказывают социальные услуги, в том числе консультационно-информационные, социально-психологические,  социально-педагогические,  социально-посреднические, социально-реабилитационные,  а также  услуги  временного  приюта,  социального патроната, услуги няни, иные виды социальных услуг в зависимости от потребностей семьи;

назначают государственную адресную социальную помощь, материальную помощь, пенсии и государственные пособия семьям, воспитывающим детей;

участвуют в распределении безвозмездной (спонсорской) помощи, полученной в виде  товаров  (работ,  услуг),  иностранной  безвозмездной  помощи,  помощи (пожертвований), полученной от физических лиц;

оказывают содействие родителям в трудоустройстве, профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации, организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, реализуют иные меры в сфере содействия занятости;

участвуют в мероприятиях по профилактике неблагоприятной для детей обстановки, противодействию домашнему насилию;

22.8. территориальные органы внутренних дел, которые в пределах своей компетенции: проводят беседы с членами семьи по правовым вопросам и соблюдению требований законодательства; при необходимости осуществляют подготовку документов для направления родителей, других членов семьи в лечебно-трудовые профилактории;

22.9. органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, которые в пределах своей компетенции проводят информационно-разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности;

22.10. структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые в пределах своей компетенции и при наличии оснований:

оказывают содействие в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; реализуют меры по осуществлению ремонта в жилых помещениях государственного жилищного фонда по месту жительства семьи, ребенок (дети) в которой находится в социально опасном положении;

22.11. организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, которые в пределах своей компетенции уведомляют родителей об имеющейся задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, возмещению расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, в многоквартирных жилых домах.

22.12. орган государственного энергетического и газового надзора, энергоснабжающие, газоснабжающие организации, которые в пределах своей компетенции проводят информационно-разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований безопасности при эксплуатации энергоустановок, газового оборудования и газопроводов, а также при пользовании электрической, тепловой энергией и пользовании газом в быту.

свернуть

Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб адміністратыўных правапарушэннях 6 студзеня 2021 года №91-3

развернуть

видеоролик «Родители! Берегите детей от опасных связей, не позволяйте запятнать их жизнь!»,

развернуть
видеоролик «Родители! Берегите детей от опасных связей, не позволяйте запятнать их жизнь!»,
Электронный вариант ролика
https://drive.google.com/drive/folders/1S8wntjeFNGxGljjkWsnWNGc519OzlqLz?usp=sharing
, а также размещен на сайте Молодежь.бел во вкладке «Молодежь против наркотиков».
свернуть

Ответственность за жестокое обращение с животными

развернуть
Уважаемые родители! Прочитайте статью и объясните детям об ответственном обращении с животными.

Анализ информации, поступающей в последние несколько лет в Постоянную комиссию по правам человека, национальным отношениям
и средствам массовой информации Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее - Постоянная комиссия), свидетельствует о тенденции роста случаев жестокого обращения с животными.
В рамках поручений Президента Постоянной комиссией ведется работа над проектом Закона «Об ответственном обращении с животными».
В 2022 году наибольший резонанс среди случаев жестокого обращения с животными со стороны несовершеннолетних получили:
1. избиение собаки на детской площадке в Минске девочкой (https://people.onliner.by/2022/05/08/minsk-karusel-devochka-zhestoko-
izbivaet-sobaku);
2. жестокое обращение и убийство ежа минскими подростками (https://people.onliner.by/2022/07/18/podrostki-izdevalis-nad-ezhom);
3. жестокое обращение девочки с котенком в Быхове (https://www.tvr.by/news/zona x/v bykhovskom rayone 12 letnyaya
devochka izdevalas nad kotenkom i vse snimala na video/); 4. жестокое обращение с котенком в Минске (https://newgrodno.by/incidents/kot-5/);
5. жестокое обращение с беременной кошкой в г. Высокое (https://ont.by/news/pochemu-nekotorye-lyudi-zhestoko-obrashayutsya-s- zhivotnym-i-kakuyu-otvetstvennost-za-eto-mozhno-ponesti);
6. избиение девочкой-подростком собаки при ее выгуле в Минске;
7. жестокое обращение с утками со стороны группы подростков в Минске (видео обоих происшествий опубликованы в различных социальных сетях).
В 2023 г. одной из организаций - членов Ассоциации зоозащитных организаций в правоохранительные органы подано заявление по факту избиения щенка школьниками в г. Минск.
Зачастую несовершеннолетние осуществляют видеозапись совершаемых ими противоправных деяний, которую впоследствии распространяют в социальных сетях и мессенджерах.

Указанные факты вызывают в обществе особый резонанс, поскольку лица, совершившие противоправные деяния, в силу возраста не могут быть привлечены ни к административной, ни тем более к уголовной ответственности. А родители или лица их заменяющие в соответствии с установленной процессуальным законодательством процедурой привлекаются к ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию детей, а не за жестокое обращение с животными, что также вызывает непонимание ситуации и способов ее разрешения со стороны обывателей и представителей гражданского общества, не владеющих в должной мере знаниями в области права.

свернуть

Ответственность для несовершеннолетних и их родителей за участие в несанкционированных массовых мероприятиях

развернуть

Законом Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» четко определен порядок проведения таких инициатив. К ним относятся собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование. Любое несоблюдение установленных требований влечет административную либо уголовную ответственность.

     Гражданам, не желающим участвовать в несанкционированных мероприятиях, следует быть более бдительными, чтобы не стать соучастниками противоправных деяний. За нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, совершенные участником таких мероприятий, наступает ответственность по ч.1 ст.23.34 КоАП в виде штрафа или административного ареста. Более строгое наказание получит гражданин, если он участвовал в такой акции за вознаграждение. По ч. 4 ст. 23.34 КоАП его ожидает штраф от 30 до 50 базовых величин или административный арест.

   Серьезные последствия могут возникнуть за использование флагов, вымпелов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также эмблем, символов, плакатов и транспарантов, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан, за совершение любых действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения массового мероприятия, а также подстрекательство к таким действиям любыми методами.

   Если же участник так называемой «мирной акции» не подчинился законным требованиям должностных лиц при исполнении ими служебных полномочий, к примеру, не выполнил требования разойтись, его действия образуют еще один состав административного правонарушения, предусмотренный ст.23.4 КоАП.

   Следует отметить, что за совершение преступлений против государства, порядка управления и общественной безопасности предусмотрены строгие меры ответственности. Так, организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти на основании ч.1 ст. 293 УК повлечет за собой наказание в виде лишения свободы до 15 лет, а участие в совершении таких действий –в виде лишения свободы до 8 лет.

    Если при проведении массовых мероприятий с нарушением установленного порядка по неосторожности наступит гибель людей, причинение тяжких телесных повреждений одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере, то в соответствии со ст.369-3 УК за такие деяния могут назначить наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на тот же срок.

    За организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них, если они будут связаны с неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекут нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений и организаций грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет (ст. 342 УК).

   Ответственность вплоть до лишения свободы может наступить за сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка (ст.363 УК), а также за насилие либо угрозу применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности (ст.364 УК).

   Случаи публичных призывов к захвату государственной власти, насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, измене государству, совершению акта терроризма или диверсии, иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, являются основаниями для уголовной ответственности по ст. 361 УК. За перечисленные действия, совершенные с использованием СМИ или глобальной компьютерной сети Интернет, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы до 5 лет.

  Кроме уголовной и административной ответственности, законодательством установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.

   Уважаемые граждане! Напоминаем: организация и участие в несанкционированных массовых мероприятиях без разрешения на их проведение – незаконны.

   Мы располагаем достаточным количеством сил и средств, чтобы противостоять не желающим соблюдать национальное законодательство.

   Призываем проявить благоразумие и взаимоуважение!

 

О недопустимости участия несовершеннолетних

в несанкционированных массовых мероприятиях

   В последнее время в сети Интернет размещаются различные призывы принять участие в том или ином массовом мероприятии – собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации. В силу несформированной жизненной позиции несовершеннолетние наиболее уязвимы и могут быть подвержены влиянию со стороны недобросовестных взрослых, поддавшись на них, несовершеннолетние рискуют нарушить действующее законодательство Республики Беларусь.

   За нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования и иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные участником таких мероприятий, предусмотрена административная ответственность по ст.  23.34 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП РБ). Совершение этих действий влечет наложение административного взыскания в виде предупреждения, или штрафа в размере от одной до 50 базовых величин, или административного ареста.

   За умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающееся в явном неуважении к обществу, предусмотрена административная ответственность по ст. 17.1 КоАП РБ. Совершение этих действий влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

   Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, в соответствии со ст. 23.4 КоАП РБ, влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.

   Оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, в соответствии со ст. 23.5 КоАП РБ, влечет наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

   За организацию массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, вооруженным сопротивлением представителям власти, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 293 Уголовного кодекса Республики Беларусь, и наказывается арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы от трех до пятнадцати лет.

Кодекс Республики Беларусь

об Административных Правонарушениях

Статья 23.34. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

   1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, если в этих деяниях нет состава преступления, –

влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.

   2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до ста базовых величин.

   3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

   3.1. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

  4. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, –

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

  5. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, –

влекут наложение штрафа в размере от сорока до пятидесяти базовых величин или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.

свернуть

Памятка для родителей (по материалам Следственного комитета РБ)

развернуть

Памятка для родителей

 в целях профилактики преступлений, совершаемых в отношении

несовершеннолетних
 
https://sk.gov.by/ru/infografika-ru ( по материалам сайта Следственного комитета  РБ)
свернуть

Алгоритм получения паспорта гражданина Республики Беларусь и биометрических документов

развернуть

Паспорт обязан иметь каждый гражданин, достигший 14-летнего возраста, а также гражданин, выезжающий за пределы Республики Беларусь, независимо от возраста.

Паспорт несовершеннолетнему гражданину Республики Беларусь выдается на срок 5 лет – для граждан Республики Беларусь, не достигших 13-летнего возраста, но не свыше достижения 14-летнего возраста; на 10 лет – для граждан Республики Беларусь, достигших 13-летнего возраста и не достигших 64-летнего возраста. 

Оформление паспорта осуществляется в течение месяца, при этом оплачивается государственная пошлина в размере 1 базовой величины. Граждане, не достигшие 14-летнего возраста, от оплаты освобождаются. При ускоренном оформлении в течение 15 дней дополнительно оплачивается государственная пошлина в размере 1 базовой величины. При  срочном оформлении в течение 7 дней дополнительно оплачивается государственная пошлина в размере 2 базовых величин.  

Для выполнения процедуры оформления паспорта гражданину необходимо обратиться к паспортисту расчётно-справочного центра (далее РСЦ), либо паспортисту товарищества собственников, общежития или руководителю организации, в ведении которой находится обслуживание дома. 

Необходимо предоставить свидетельство о рождении гражданина, 4 фотографии, изготовленных в соответствии с техническими требованиями на паспорт размером 40х50 мм (одним листом). Заполнить заявление формы 1 (бланки и образцы заполнения у паспортистов), предъявить документ об оплате государственной пошлины (за исключением оплаты посредством ЕРИП). В случае если гражданин, достигший 14-летнего возраста, состоит в браке, имеет несовершеннолетних детей, необходимо предоставить свидетельство о рождении ребёнка и свидетельство о заключении брака. В случае если брак расторгнут, то данное обстоятельство подтверждается предоставлением копии решения суда или свидетельства о расторжении брака. Прикладывается паспорт подлежащий обмену. 

В течение 3-х дней уполномоченное лицо организации, в ведении которой находится конкретное домовладение, предоставляет весь пакет документов должностному лицу территориального отдела по гражданству и миграции для проверки и приёма документов. Паспорт, подлежащий обмену, возвращается. Его необходимо забрать у того же паспортиста до получения нового документа. 

Паспорт выдаётся владельцу в территориальных отделах по гражданству и миграции по месту постоянной регистрации гражданина. При получении паспорта гражданин сдаёт старый паспорт и расписывается в получении нового. Паспорт вручается его владельцу лично. За несовершеннолетних, не достигших 18-летнего возраста, паспорт может получить один из родителей либо сам несовершеннолетний, достигший 14-летнего возраста. В отдельных случаях это может сделать опекун гражданина. Паспорт, в котором имеются действительные визы, по заявлению гражданина может быть оставлен после аннулирования всех страниц за исключением страницы с действующей визой. При этом по миновании надобности паспорт подлежит возврату. 

Следует помнить, что в случае перемены фамилии, имени или отчества паспорт сохраняет своё действие в течение месяца и подлежит обмену за указанный срок.

С 1 сентября 2021 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларуси от 16 марта 2021 г. №107 в стране ввели в действие биометрические документы, удостоверяющие личность, и биометрические документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, содержащие биометрические и иные персональные данные владельца документа.

Порядок документирования населения определен Указом Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. № 294 «О документировании населения Республики Беларусь», утвердившим положения о биометрических документах, удостоверяющих личность, и биометрических документах для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь.

Предусмотрена  ответственность за несвоевременное получение паспорта или вида на жительство в 14 лет. Часть 3 статьи  24.23.  КоАП Республики Беларусь (проживание без паспорта (вида на жительство) влечет наложение штрафа от двух до четырех базовых величин. Об этом следует помнить не только 14-летним подросткам, но и их родителям!

свернуть

Профилактика домашнего насилия

развернуть

Что понимается под насилием в семье?

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

К категории административных правонарушений, совершенных «в сфере семейно-бытовых отношений», могут быть отнесены следующие:

• умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1 КоАП);

• оскорбление (статья 9.3 КоАП);

• мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП).

 

Причины насилия в семье

Внешние причины – это те причины, которые зависят не столько от решений или поступков конкретного человека, сколько от сопутствующих явлений:

• распространение в обществе деструктивного поведения (в т. ч. алкоголизма, наркомании);

• стереотипы, так прочно укоренившиеся в нашем обществе – «Бьет – значит, любит!», «Бьют всех», «Стерпится — слюбится» и т. д.;

• влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия;

• убеждения некоторых религиозных течений, в том числе сект, где принято считать насилие обыденным явлением;

• традиционный взгляд на положение женщин, мужчин и детей, в котором подчеркивается, что мужчина – абсолютный глава семьи, который наделяется «исключительными» полномочиями;

• географические, экономические, политические факторы.

Внутренние причины – это те причины, которые зависят от конкретного человека, его жизненного и семейного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличия вредных привычек и образа жизни:

•• копирование модели взаимоотношений родителей, увиденной в детстве, а также стресс, полученный в результате неблагоприятной обстановки в семье;

•• недостаток любви в детстве может стать причиной агрессии;

•• генетически заложенный тиранический характер, врожденное стремление к власти и контролю над людьми в общем и партнером, в частности;

•• желание неуверенных в себе мужчин исключить возможных соперников своим тираническим поведением;

•• низкая культура поведения, непонимание потребностей партера во внимании, заботе, поддержке и взаимопонимании;

•• алкоголизм или наркомания одного или двоих членов семьи, когда человек, пребывав под воздействием тех или иных психотропных препаратов, вряд ли может поступать адекватно в какой-то конфликтной ситуации;

•• сложное экономическое положение, которое приводит к дополнительному напряжению в семье, а также усложняет процесс ухода жертвы от насильника, если совместное проживание далее становится невыносимым;

•• отклонения в психическом здоровье;

•• низкий образовательный и культурный уровень;

•• неудовлетворенность семейной жизнью.

 

Виды и признаки насилия в семье

Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся не только в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, но и умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение базовых потребностей: свободы, жилья, пищи, одежды и др.

Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое насилие – это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим, нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т п.

Экономическое насилие – это лишение человека ресурсов, необходимых для удовлетворения его материальных потребностей. Может проявляться в запрете обучаться, работать, лишении финансовой поддержки, полном контролем над расходами.

Механизм возникновения домашнего насилия

Механизм возникновения домашнего насилия строится, как правило, с начинающегося психологического давления:

Сначала идет психологическая атака. Постоянной критикой рано или поздно снижается до предельного уровня самооценка. Подрывается вера в себя. Потом закладывается чувство вины. После того, как жертва стала сомневаться в своих способностях и правильности своих действий, агрессор заставляет ее почувствовать себя ничтожеством и безмерно виноватым перед ним человеком. Подмена идеалов и слом личности. Деспот закладывает новую модель жизни. Он рассказывает, что такое хорошо, и что такое плохо. А жертва, обескураженная критикой и нападками, соглашается, потому что уже не знает, где истина. При этом агрессор старается вырвать ее из круга людей, способных отрезвить ее разум. Тем самым обеспечивает свою полную непобедимость и сохранение контроля над жертвой.

 

Стадии насилия в семье

При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием. Если конфликт – это конструктивное разрешение спора, то домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия. Наличие паттерна — важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье.

На начальной стадии происходит нарастание напряжения в семье. Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи.

Затем происходит насильственный инцидент — вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.

Со временем следует примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую (-его), иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшую (-его) в преувеличении событий. После этого наступает спокойный период в отношениях.

С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб. К сожалению, однажды проявившееся насилие, вероятнее всего, повторится, и не раз. В этом главное отличие домашнего насилия от обычного межличностного конфликта. Стоит ли жертвовать своей личностью и жизнью даже для горячо любимого человека? Вряд ли! Домашнее насилие приходит в семейную жизнь незаметно, а остается надолго. Оно разрушает отношения супругов и травмирует психику детей. А еще — практически все случаи морального насилия со временем заканчиваются побоями.

Если вам известно о фактах насилия в семье, вы являетесь жертвой такого насилия, мы готовы оказать помощь каждому.

Позвонив по телефону «горячей линии» 8-801-100-88-01 (с 8.00 до 20.00), вы можете получить юридическую консультацию (с 8.00 до 13.00) и психологическую помощь (с 13.00 до 20.00).

Звонок по Республике Беларусь со стационарного телефона бесплатный и анонимный!!!

 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

В СИТУАЦИИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

 

ПЛАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 1

 Если Вы живете вместе с человеком, который применяет насилие по отношению к Вам:

  • Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т. п;
  • Обратите внимание на то, в каких случаях Ваш супруг проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;
  • Определите для себя такое место в доме, которое будет далеко от мест, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (например, кухня), и одновременно будет близким к выходу из квартиры (дома); в ситуации, если к Вам применят насили, либо прячьтесь в таком месте, либо покиньте квартиру;
  • Выучите наизусть телефоны милиции, приютов, кризисных комнат для женщин, соседей, друзей, к которым можете обратиться, находясь в опасности;
  • Подумайте, каким образом Вы можете связаться с милицией; не забывайте, что в милицию Вы сможете позвонить в любое время бесплатно;
  • Расскажите друзьям и соседям, которым Вы доверяете, о Вашей ситуации; договоритесь о знаках, по которым они смогут понять, что Вы в опасности; договоритесь с ними, что надо будет сделать, если Вы подадите такой знак;
  • Отрепетируйте поведение в момент опасности со своими детьми; уговорите их, что в ситуациях применения насилия они не должны вмешиваться; отработайте специальные слова, которые в момент опасности будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);
  • Убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что Вы либо Ваши дети являются причиной насилия;
  • Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);
  • Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо трудно доступных местах;
  • Старайтесь не пользоваться вещами, которые можно использовать для удушения, т.е. шаль, шарф, толстые цепочки;
  • Под любым предлогом, который не вызовет подозрение, выходите из квартиры (дома); таким образом вы приучите супруга к тому, что Вы не постоянно находитесь в квартире (доме);
  • Регулярно общайтесь по телефону со своим консультантом или сотрудниками шелтера, кризисной комнаты, чтобы обмениваться мнениями по своей ситуации;
  • Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии.

ПЛАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 2

 

Если Вы готовитесь оставить человека, который применяет к Вам насилие:

  • Отдайте на хранение все документы, которые доказывают, что к Вам применялось физическое насилие (фотографии, справки и т.д.), человеку, которому доверяете (друзья, соседи, адвокат и т.п.);
  • Определитесь, где Вы можете получить помощь, расскажите там о том, что делает Ваш супруг и не забывайте, что Вы не должны стыдиться ситуации, в которую Вы попали;
  • Если Вы ранены, немедленно обратитесь к врачу, попросите врача оформить соответсвующую справку;
  • Определитесь с местом, где может быть оказана помощь Вашим детям. Это может быть кризисная комната, шелтер, Ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности;
  • Записывайте все случаи насилия по отношению к Вам в дневник, который будет находиться в надежном месте, недоступном Вашему супругу;
  • Не ждите кризисной ситуации, заблаговременно проконсультируйтесь со специалистом из консультационного центра, шелтера либо кризисной комнаты о своих правах;
  • Спланируйте, как и на каком общественном транспорте Вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;
  • Храните необходимые номера телефонов и документов в легкодоступном для Вас месте на случай, если придется срочно покинуть дом;
  • Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые Вам обязательно понадобятся в случае кризиса;
  • Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надежных людей (друзей, родственников), которые будут хранить отложенные Вами деньги у себя;
  • Спланируйте свои действия на тот случай, если дети либо кто-то другой расскажет супругу, что Вы собираетесь от него уйти.

  ПЛАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 3

 После того, как связь с человеком, применившим насилие, прервана:

  • Ни в коем случае не оставайтесь с этим человеком наедине, например, просите водителя такси подождать до тех пор, пока Вы войдете в свой дом;
  • Если этот человек встречает Вас на улице и угрожает, не стесняйтесь просить помощи у прохожих на улице. Например: “этот человек мне угрожает, позвоните, пожалуйста, в милицию” либо “этот человек пристает ко мне, у кого-нибудь из Вас есть телефон?”
  • Убедитесь, что в Вашем доме надежная дверь.

 ПЛАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 4

 Если Вы находитесь под защитой закона и живете в прежнем доме (квартире):

  • Сообщите в ближайшее отделение милиции о своей ситуации, прислушайтесь к их советам;
  • Руководствуясь советами милиции усильте безопасность Вашего дома; по этому вопросу Вы можете получить консультацию в милиции;
  • Договоритесь с другими жителями дома и поменяйте замок в доме (своей квартире);
  • Не бойтесь сообщить о своей ситуации своим друзьям, соседям, работодателю, школе, где учатся дети (эта информация останется конфеденциальной поскольку в ситуации насилия все ведомства заинтересованы помочь Вам и Вашим детям);
  • Если человек, применявший ранее насилие, не соблюдает правила, немедленно сообщайте в милицию;
  • Попросите соседей звонить в милицию в случаях опасности;
  • Если есть такая возможность, старайтесь ходить на работу, сопровождать детей в деский сад, в школуне в одно и тоже время. Тоже правило постарайтесь применять ко времени своего возвращения домой; лучше ходить на работу и возвращаться домой в часы “пик”.

 

 

 

 

 

свернуть

Адказнасць бацькоў за неналежнае выхаванне падлеткаў

развернуть

Родители несовершеннолетних и лица их заменяющие могут привлекаться к административной ответственности за:

  • появление несовершеннолетних до 16 лет в  пьяном виде –ст.159 ч.4 КоАП РБ;
  • доведение несовершеннолетних до состояния алкогольного опьянения ст. 160 ч.1КоАП РБ;
  • злостное невыполнение обязанностей по воспитанию детей – ст.162 ч.1 КоАП РБ;
  • мелкое хулиганство с 14 до 16 лет – ст.162 ч.2 КоАП РБ;
  • нахождение несовершеннолетнего в позднее время суток (после 23.00) без сопровождения родителей и лиц их заменяющих.
свернуть

Материалы детского правого сайта для родителей

развернуть

РОДИТЕЛЯМ

 

Памятка для родителей к летним каникулам

 
/ Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Памятка родителям «Компьютерная безопасность»

 
/ Милиция общественной безопасности

Предупреждение правонарушений в интернет–среде

 
/ Управление «К» МВД Республики Беларусь

Почему возникает инсульт у детей?

 
Материал подготовлен сайтом Redsale.by

Когда с детьми пора говорить о деньгах?

 
/ Совместный проект «Финансовая грамотность» Национального банка и 1prof.by
Страницы:  1 2 
свернуть

Правовой статус ребёнка в Республике Беларусь

развернуть

Ребёнок согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» – физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О правах ребенка» каждый ребенок имеет такие права, как:

 

  • право на жизнь. Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, не допускается (ст. 4);
  • право на охрану и укрепление здоровья. Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья в дородовой и послеродовой периоды, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 6);
  • право на гражданство (ст. 7);
  • право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий (ст. 8);
  • право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц, их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера (ст. 9);
  • право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учебных заведений религиозных обрядов, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка, нарушает его законные права. В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих (ст. 10);
  • право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно их выражать по всем вопросам, которые его затрагивают, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом. В частности, ребенку предоставляется возможность непосредственно либо через представителя или соответствующий орган быть заслушанным в ходе любого затрагивающего его судебного или административного разбирательства в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь (ст. 11);
  • право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а также на автомобильном и железнодорожном транспорте общего пользования пригородного сообщения имеют дети в возрасте до семи лет (ст. 12)
свернуть

Да ведама бацькоў

развернуть

 К сведению законных представителей учащихся.

На сегодняшний день оператор мобильной и стационарной связи оказывает услуги по ограничению доступа к информации в глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе и с помощью программно-аппаратных и программных средств, позволяющих не допустить распространение среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

свернуть

О новых нормах по бесплатному питанию

развернуть

С 29 ноября 2014 года на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 ноября 2014 г. № 1104 установлены новые денежные нормы по бесплатному питанию. Дотация - 3 780 с 1 января 2015 г.

КАТЕГОРИЯ

НОРМА

Горячее питание

1-4 классы

11,762

1-4 классы

одноразовое

15.542 (11.762 + 3.780)

двухразовое

23.384 (19.604 + 3.780)

трехразовое

27.856 (24.076 + 3.780)

5-8 классы

одноразовое

17.212 (13.432 + 3.780)

двухразовое

26.166 (22.386 + 3.780)

9-11 классы

одноразовое

18.015 (14.235 + 3.780)

двухразовое

27.505 (23.725 + 3.780)

свернуть

Сроки выдачи медицинской справки учащимся

развернуть

Согласно порядку организации проведения медицинских осмотров детского населения медицинская справка обучающимся в учреждениях дошкольного и общего среднего образования выдается ОДИН РАЗ в ГОД по достижении ребенком паспортного возраста (в месяц рождения), что позволит обеспечить плановое проведение мед. осмотров и обследование детей с последующей качественной оценкой их состояния здоровья, а так же упорядочить процесс выдачи мед. справки и избежать больших очередей в учреждениях здравоохранения в начале учебного года.

свернуть