Выпускніку

Централизованный экзамен 2025

развернуть

 Централизованный экзамен 2025

 

Абитуриенту 2025 (edu.gov.by)www.abiturient.by

Проводятся централизованные экзамены по двум учебным предметам:

  • «Русский язык» или «Белорусский язык» (по выбору учащегося);

  • профильный предмет из числа тех, по которым предусмотрено ЦТ (по выбору учащегося):

математика, физика, химия, биология, история Беларуси, Всемирная история (новейшее время), обществоведение, география, иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский, китайский).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 29 августа 2024г. № 108 "О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2024/2025 учебном году" (в формате.pdf)

Централизованный экзамен (ЦЭ) - это обязательный выпускной экзамен в 11 классе, результаты которого в год окончания школы понадобятся для поступления в ВУЗ.

 

При поступлении в университет в год окончания школы учитываются результаты двух ЦЭ, одного ЦТ и среднего балла аттестата. 

Пример: если в 2025 году выпускник поступает на биологический факультет, то сначала сдаёт ЦЭ по государственному языку, затем - профильные предметы (биология, химия). В зависимости от того, на какой из учебных предметов учащийся зарегистрировался для сдачи ЦЭ, возможен один из двух вариантов: 

26 мая - ЦЭ по биологии, июнь - ЦТ по химии; 

26 мая - ЦЭ по химии, июнь - ЦТ по биологии. 

Последовательность сдачи профильных предметов устанавливается самим выпускником и не зависит от того, является ли предмет первым профильным при поступлении в ВУЗ или вторым. Разница только в количестве времени на подготовку. 

 

Подробнее о Централизованном экзамене (ЦЭ):

  • Сроки проведения ЦЭ-2025

  29 мая   - по учебным предметам «Белорусский язык» или «Русский язык»;

  26 мая   - по профильным учебным предметам.

Уважаемые абитуриенты-2025!

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12 марта 2024 г. № 28 утверждён

ГРАФИК проведения централизованного тестирования по учебным предметам в 2025 году

Код предмета

Учебные предметы

Дата проведения

Количество заданий

Всего

Время выпол-нения

часть А

часть В

02

Белорусский язык

29 мая, четверг

18

22

40

120 минут

01

Русский язык

29 мая, четверг

18

22

40

120 минут

12

Обществоведение

26 мая, понедельник; 5 июня, четверг

16

22

38

90 минут

04

Математика

26 мая, понедельник; 2 июня, понедельник

10

20

30

210 минут

06

Биология

26 мая, понедельник; 5 июня, понедельник

16

22

38

120 минут

 

07

08

09

10

Иностранный язык

(английский,

немецкий,

испанский,

французский)

26 мая, понедельник; 2 июня, понедельник

18

22

40

120 минут

05

Химия

26 мая, понедельник; 5 июня, четверг

16

22

38

150 минут

03

Физика

26 мая, понедельник; 5 июня, четверг

10

20

30

210 минут

11

История Беларуси

26 мая, понедельник; 5 июня, четверг

16

22

38

90 минут

13

География

26 мая, понедельник; 2 июня, понедельник

16

22

38

90 минут

14

Всемирная история

(новейшее время)

26 мая, понедельник; 2 июня, понедельник

16

22

38

90 минут

Время начала централизованного тестирования – 11.00.

Регистрация абитуриентов для прохождения централизованного тестирования осуществляется с 9 по 22 апреля 2025 года включительно с 9.00 до 19.00 (в субботние (13 и 20 апреля) дни – с 9.00 до 18.00). Выдача сертификатов централизованного тестирования будет осуществляться с 1 июля (и тем, кто проходил испытания в основные даты, и тем, кто в резервные дни).

Срок регистрации абитуриентов для участия в централизованном тестировании в резервные дни – с 09 по 13 июня 2025 г.

  • Экзамен проводится в форме ЦТ

ЦЭ, так же как и ЦТ, представляет собой тестовое задание, состоящее из части А (с выбором ответа) и части В (с записью ответа в виде слова или числа). Вопросов повышенного, пятого, уровня сложности в тестах нет, все задания соответствуют базовому уровню школьной учебной программы.

  • Министерством образования утверждены спецификации по каждому предмету

Количество и уровень сложности заданий, структура и время выполнения теста по каждому учебному предмету, а также темы, которые необходимо изучить, прописаны в спецификациях, утверждённых Министерством образования Республики Беларусь. 

  • Предусмотрены ли иные выпускные экзамены, кроме ЦЭ?

Выпускники XI класса в 2025 году сдают только два централизованных экзамена. Иных экзаменов для получения аттестата об общем среднем образовании не предусмотрено. 

  • Возможна ли доставка учащихся на ЦЭ самостоятельно родителями?

Нет, доставка на экзамен проходит централизованно. Учащиеся XI класса собираются в школе и после поддерживающего завтрака отправляются в сопровождении педагогического работника к месту проведения ЦЭ (УО "Узденский государственный колледж"). 

  • Какой документ вместо паспорта можно предъявить на ЦЭ?

При проведении ЦЭ предъявляются серьёзные требования к идентификации личности участников испытаний. Установленными документами, которые позволяют определить личность участника ЦЭ, являются: паспорт, либо ID-карта, либо специальная справка из милиции с фотографией и печатью в случае утери паспорта. Эти документы необходимо предъявить при входе в пункт ЦЭ и аудиторию, где непосредственно будет проводиться экзамен.

  • Что брать с собой и как одеться?

ЦЭ

  • К ЦЭ допускаются только те, кто имеет положительные годовые отметки по предметам ЦЭ

В ином случае учащийся получит справку об обучении. Положительной считается отметка в 3 балла и выше.   

  • Итоговая отметка в аттестате будет зависеть от результатов ЦЭ

После сдачи экзаменов учащиеся, которые получили балл выше нуля, получат сертификаты с результатом по 100-балльной шкале. Среднее арифметическое значение между годовой отметкой и результатом ЦЭ, переведённым в 10-балльную отметку, станет итоговой отметкой учащегося, которая будет выставлена в аттестат. 

  • В случае, если учащийся получит на ЦЭ 0 баллов, будет ли выдан аттестат об общем среднем образовании?

Аттестат об общем среднем образовании будет выдан, если среднее арифметическое между годовой отметкой и отметкой, полученной на ЦЭ по 10-балльной шкале, будет от 3 баллов и выше.

  • Результаты ЦЭ можно узнать на сайте РИКЗ или оперативно получить по SMS-запросу 

Результаты ЦЭ в течение 10 рабочих дней будут размещены на сайте РИКЗ и доступны по серии и номеру паспорта (бесплатно). Узнать свои баллы раньше, чем они появятся на сайте, можно по SMS-запросу. 

  • Учащиеся, которые пропустят ЦЭ по уважительной причине, смогут сдать его в резервные дни

Резервные дни: в июле в даты проведения ЦТ в резервные дни; 19 августа и 21 августа.

  • Победители областной и республиканской олимпиады могут не сдавать ЦЭ

Предусмотрена возможность освобождения от сдачи двух ЦЭ победителей заключительного этапа республиканской олимпиады и освобождения от одного ЦЭ победителей третьего (областного) этапа республиканской олимпиады школьников. В аттестат об общем среднем образовании учащемуся выставляется 10 баллов по учебному предмету, по которому он стал победителем (годовая отметка – по второму ЦЭ для победителей заключительного этапа республиканской олимпиады). 

  • Кто ещё может быть освобождён от ЦЭ?

Также от ЦЭ могут быть освобождены учащиеся, которые обучаются на дому по медицинским показателям. Обучающиеся на дому, которые воспользуются правом освобождения от централизованного экзамена, получат аттестат об общем среднем образовании, но должны помнить, что в год окончания школы они не смогут принять участие в ЦТ и продолжить обучение в учреждении высшего образования.

  • Сертификаты ЦЭ-2025 будут вручены __ июня

Сертификаты ЦЭ вместе с аттестатами будут вручены выпускникам во время выпускного вечера - ___ июня 2025 года. Сертификаты действительны в течение двух лет.

  • В год окончания школы результаты ЦЭ понадобятся вам для поступления в ВУЗ

Это связано с тем, что в год окончания школы вы имеете право только на одно ЦТ. Таким образом, для поступления в ВУЗ вам в обязательном порядке понадобятся результаты ЦЭ. На следующий год после окончания школы абитуриенты будут уже иметь выбор: предоставлять в приёмную комиссию свои сертификаты ЦЭ (они действительны в течение двух лет) или сдать по всем предметам ЦТ. 

  • В чём преимущества ЦЭ? 

– уменьшение нагрузки на учащихся, в том числе на тех, кто поступает в ВУЗ:

в последние годы выпускникам XI класса, которые поступали в учреждения высшего образования, приходилось сдавать от 6 до 8 экзаменов в течение одного месяца (сначала - 4 обязательных выпускных экзамена в школе, а затем дополнительно - от 2 до 4 тестов). Введение ЦЭ значительно уменьшает нагрузку на учащихся. Теперь для поступления в учреждение высшего образования достаточно сдать два ЦЭ и одно ЦТ.

– унификация форм проведения выпускных и вступительных экзаменов (не требуется дополнительной подготовки);

– мотивированный выбор будущей профессии (на этапе выбора предмета для сдачи ЦЭ необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения).

Поступающим на целевые места (edu.gov.by) 

Вопросы к вступительным экзаменам по целевым договорам (edu.gov.by)

Напоминаем, что при поступлении в университет в год окончания школы учитываются результаты двух ЦЭ, одного ЦТ и среднего балла аттестата.

184.png ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 11 июля 2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования»
348.png ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 15 ноября 2023 г. № 348 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184» 
263.png  ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 августа 2023 г. № 263 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году» 
371.png  ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 18 декабря 2023 г. № 371 «О проведении централизованного экзамена по учебным предметам в
свернуть

Что такое целевое направление?

развернуть

Классы профессиональной направленности

развернуть

Классы профессиональной направленности

В соответствии со статьей 148 Кодекса Республики Беларусь об образовании учреждение общего среднего образования при реализации образовательной программы среднего образования может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения.

Конкретизация данной нормы приводится в Положении об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 322 (далее – Положение об учреждении общего среднего образования). Так, пунктом 36 Положения об учреждении общего среднего образования установлено, что на III ступени общего среднего образования могут функционировать профильные классы (группы) профессиональной направленности. В профильных классах (группах) профессиональной направленности организуется изучение отдельных предметов, модулей на повышенном уровне и проведение факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности (педагогической, спортивно-педагогической, сельскохозяйственной, военной-патриотической и других направленностей).

В учреждениях общего среднего образования (далее – УОСО) функционируют профильные классы профессиональной направленности:

  • педагогической;
  • спортивно-педагогической;
  • аграрной;
  • военно-патриотической;
  • инженерной.

Особенности формирования профильных классов профессиональной направленности

Профильное обучение осуществляется только в X-XI классах.

Профильные классы профессиональной направленности создаются в соответствии с приказом учредителя УОСО (решением районного (городского) исполнительного комитета), которым утверждается сеть УОСО на очередной учебный год.

Учащиеся, обучающиеся в профильных классах профессиональной направленности, в рамках учебных часов, предусмотренных типовым учебным планом общего среднего образования, должны изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне и обязательно осваивать учебную программу факультативного занятия профессиональной направленности, утвержденную Министерством образования.

Зачисление учащихся в X профильный класс профессиональной направленности осуществляется в соответствии с Правилами приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, Правилами приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17.08.2022 № 269 «О приеме лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, средних школах» (далее – Правила приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, Правила приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

Изучение учебных предметов на повышенном уровне осуществляется в режиме пятидневной учебной недели, а освоение учебной программы факультативного занятия профессиональной направленности может быть организовано в шестой школьный день.

При заполнении бланка аттестата об общем среднем образовании, выдаваемого учащемуся профильного класса (группы) профессиональной направленности (при условии освоения учащимся в полном объеме содержания профильных учебных предметов, учебной программы факультативных занятий профессиональной направленности), без выставления отметок производится запись названия усвоенной учебной программы факультативных занятий (например: «успешно усвоил(а) учебную программу факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс») и названий учебных предметов, изученных на повышенном уровне (применение положения пункта 11 Инструкции о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2022 № 274).

В настоящее время выпускники профильных классов профессиональной направленности (кроме профильных классов инженерной направленности) имеют право на льготы при зачислении в учреждения высшего образования в соответствиис пунктами 23, 24, 26, 27 Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 27.01.2022 № 23 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь 03.01.2023 № 2).

 Требования, предъявляемые к профильным классам профессиональной направленности

Профильные классы педагогической направленности

Ориентация на получение педагогических специальностей.

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

На повышенном уровне могут изучаться любые учебные предметы в рамках типового учебного плана общего среднего образования. Как правило, это те учебные предметы, учителем которого планируется стать в будущем.

Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.03.2017 № 27).

 

Профильные классы спортивно-педагогической направленности

Ориентация на получение спортивно-педагогических специальностей.

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

На повышенном уровне изучаются учебные предметы «Биология», «Физическая культура и здоровье». Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в спортивно-педагогические профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2019 № 121).

В классах спортивно-педагогической направленности могут обучаться учащиеся специализированных по спорту классов. В этом случае на повышенном уровне изучается только учебный предмет «Биология», а также осваивается программа факультативного занятия «Введение в спортивно-педагогические профессии».

 

Профильные классы аграрной направленности

Ориентация на получение сельскохозяйственных (аграрных) профессий.

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 6 баллов (часть вторая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть вторая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего, среднего специального образования аграрной направленности.

Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.07.2018 № 58).

 

Профильные классы военно-патриотической направленности

Ориентация на получение специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего образования для подготовки специалистов в интересах государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь: математика и физика; математика и история Беларуси; химия и биология; химия и математика; обществоведение и иностранный язык; география и математика; иностранный язык и математика; физическая культура и биология.

Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «Готовы Родине служить!» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.06.2020 № 129) или «Юный пограничник» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2020 № 190).

В сентябре с учащимися X профильных классов военно-патриотической направленности проводится психолого-педагогическое собеседование в целях составления индивидуальных программ их психолого-педагогического сопровождения.

В целях ознакомления с профессиями, связанными с обеспечением национальной безопасности государства, осуществления предпрофильной подготовки учащиеся УОСО имеют возможность посещать факультативные занятия «Школа юных защитников Отечества». Учебная программа данного факультативного занятия утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2019 № 121.

 

Профильные классы инженерной направленности

Ориентация на получение инженерных специальностей.

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 7 баллов (часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, часть первая пункта 10 Правил приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах).

На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего образования для подготовки инженерных кадров: «Физика», «География», «Математика», «Химия», «Биология».

Обязательное освоение учебной программы факультативного занятия «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.2022 № 192).

свернуть

ПРИЕМ В 10 КЛАССЫ

развернуть

ПРИЕМ В 10 КЛАССЫ

В соответствии с Правилами приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь 17.08.2022 № 269:

 

  • Прием (зачисление) лиц в X класс средних школ для освоения содержания образовательной программы среднего образования осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема по конкурсу на основании результатов итоговой аттестации по учебным предметам, которые выбраны ими для изучения на повышенном уровне, и среднего балла итоговой аттестации в год приема (зачисления).
  • Прием (зачисление) лица, достигшего возраста четырнадцати лет, изъявившего желание участвовать в конкурсе для осовения содержания образовательной программы среднего образования в средних школах, осуществляется на основании его заявления и с согласия одного из его законных представителей. От имени несовершеннолетнего лица заявление может быть подано его законным представителем. В случае подачи документов от имени абитуриента его законным представителем в приемную комиссию средней школы предъявляются документы, удостоверяющие личность и статус законного представителя и копия документа, удостоверяющего личность абитуриента
  • Заявление при приеме в X класс средних школ подается в приемную комиссию средней школы в период с 12 июня по 10 августа (в рамках профильного обучения), с 12 июня по 28 августа (в рамках базового обучения).
  • В заявлении должны быть указаны учебные предметы (не более двух), которые выбраны абитуриентом для изучения на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения в средней школе.
  • При подаче заявления абитуриенты предъявляют документы, предусмотренные абзацем первым части первой пункта 2, частью второй пункта 12 статьи 151 Кодекса Республики Беларусь об образовании, а также документы, подтверждающие право на льготы (при наличии льгот):

- свидетельство о рождении или паспорт;

- медицинская справка;

- свидетельство об общем базовом образовании (или справка об обучениии).

  • К конкурсу в средних школах для освоения содержания образовательной программы среднего образования допускаются абитуриенты, у которых в свидетельстве об общем базовом образовании отметки по каждому из учебных предметов, которые выбраны для изучения на повышенном уровне абитуриентами и определены в этих средних школах  для изучения на повышенном уровне, не ниже 7 (семи) баллов и средний балл итоговой аттестации в год приема (зачисления) – при приеме не ниже 7 (семи) баллов.
  • На основании решения приемной комиссии не позднее 25 августа года приема (зачисления) директором средней школы издается приказ о приеме (зачислении) абитуриентов в среднюю школу.
  • В трехдневный срок решение о приеме (зачислении) абитуриентов в число учащихся доводится до этих абитуриентов (законных представителей несовершеннолетних абитуриентов) путем размещения приказа о приеме (зачислении) на официальном сайте этой средней школы в глобальной компьютерной сети Интернет и на информационном стенде.
свернуть

Парады навучэнцам па падрыхтоўцы да экзаменаў

развернуть

Парады навучэнцам па падрыхтоўцы да выпускных экзаменаў

Любы экзамен, няхай гэта будзе выпускны або ўступны, уяўляе сабой стрэсавую сітуацыю для таго, хто яго здае. Падрыхтоўка да яго суправаджаецца высокімі эмацыянальнымі, інтэлектуальнымі і фізічнымі нагрузкамі.

Час падрыхтоўкі да экзаменаў трэба разумна размеркаваць. Не варта займацца шмат гадзін без перапынкаў. Лепш вучыць блокамі: засвоіў тэму, замацаваў яе і адпачыў. Потым коратка паўтарыў, што завучыў, і – за новую тэму.

Адзначце тэмы, якія вы ўжо адпрацавалі і ў якіх адчуваеце сябе ўпэўнена. Сканцэнтруйце ўвагу на пытаннях, да якіх вы слаба падрыхтаваныя.

Выкарыстоўвайце час, адведзены на падрыхтоўку, як мага больш эфектыўна. Новы і складаны матэрыял вучыце ў той час сутак, калі добра «думаецца», г.зн. адзначаецца высокая разумовая працаздольнасць. Звычайна гэта ранішнія гадзіны пасля добрага адпачынку.

Да матэрыялу, які цяжка запамінаецца, неабходна вяртацца некалькі разоў. Праглядаць яго на працягу некалькіх хвілін увечары, а затым яшчэ раз раніцай.

Каб лепш запомніць матэрыял, неабходна максімальна выкарыстоўваць усе магчымасці: успрымаць тэкст і на слых, і візуальна чытаць з ліста.

Трэніруйцеся адказваць на пытанні. Па меры таго, як вы вывучылі кожную тэму, спрабуйце адказваць на пытанні. Адказваючы на іх, вы набываеце ўпэўненасць у сабе і зможаце адказаць на нечаканыя пытанні на экзамене.

Пераказ тэксту сваімі словамі прыводзіць да лепшага запамінання, паколькі гэта актыўная, арганізаваная разумовая праца.

Вельмі карысна складаць схемы і алгарытмы канкрэтных тэм і трымаць іх у памяці, а не «зазубрываць» усю тэму цалкам “ад” і “да”.

Да экзамену лепш рыхтавацца з бацькамі, сябрам або сяброўкай: паўтараць, задаваць пытанні і адказваць на іх, «прамаўляць» увесь матэрыял.

За некалькі дзён да экзамену “прагані” ў думках магчымыя сітуацыі на іспытах, уяві сабе ва ўсіх дэталях абставіны будучага экзамену.

 

 

 Рэкамендацыі для падрыхтоўкі да экзаменацыйнага пераказу па беларускай мове

Экзамен - гэта заўсёды выпрабаванне, якому павінна папярэднічаць сур’ёзная, грунтоўная падрыхтоўка. Пачынацца яна павінна загадзя, бо трэба не толькі паўтарыць правілы арфаграфіі і пунктуацыі, але і навучыцца працаваць з тэкстамі.

  • вучняў памылкова лічаць, што галоўнае - перадаць тэкст як мага бліжэй да арыгіналу. Між тым зусім не трэба імкнуцца пераказаць тэкст “слова ў слова”, важна выявіць галоўную думку (ідэю) твора ці ўрыўка, раскрыць яе праз перадачу зместу ў пэўнай паслядоўнасці, захоўваючы моўныя і стылёвыя сродкі ў адпаведнасці з ідэйна - мастацкай задачай зместу. Такі падыход дазваляе вучням выявіць свае творчыя магчымасці, а галоўнае - пазбегнуць цяжкасцей ў напісанні. Так, амаль заўсёды можна замяніць сінонімам ці блізказначным слова, у напісанні якога вы сумняваецеся. Можна нават прапусціць слова, словазлучэнне, пэўную сінтаксічную канструкцыю, калі не памятаеце дакладна, як афармляць яе на пісьме (зразумела, такі пропуск магчымы толькі тады, калі ён не разбурае сказ, не робіць выказванне незразумелым). Можна змяніць парадак слоў у сказе, “падагнаць” яго пад правіла, якое вы ведаеце дакладна. Нарэшце можна перабудаваць сказ (напрыклад, складаны бяззлучнікавы ў складаназлучаны ці складаназалежны, простую мову замяніць ускоснай, з аднаго складанага сказа зрабіць некалькі простых і г.д.).
  • да экзамену ў форме пераказу мае сваю спецыфіку. Якаснае напісанне работы патрабуе даволі высокага развіцця слыхавой і зрокавай памяці. Пры самастойнай падрыхтоўцы пасля таго, як напішаце пераказ і праверыце яго, вярніцеся да тэксту, прааналізуйце найбольш цяжкія напісанні, растлумачце пастаноўку знакаў прыпынку, адзначце магчымую пунктуацыйную варыянтнасць. Для таго, каб вашы веды былі больш трывалымі, а ўменні дасканалымі, пасля кожнага практычнага задання выконвайце работу над памылкамі. Гэта найбольш дзейсная прафілактыка памылак: вы прааналізуеце моўную з’яву, успомніце адпаведнае правіла, самастойна падбераце прыклады на гэта правіла - словам, асэнсуеце, чаго вы не ведаеце і на што трэба яшчэ раз звярнуць увагу. Усе пытанні, якія узнікаюць у вас пры працы з тэарэтычным матэрыялам, практыкаваннямі, тэкстамі, абавязкова занатоўвайце, каб потым задаць іх на кансультацыі, якая звычайна праводзіцца напярэдадні экзамену.

 

 

Як трэба пісаць пераказ?

Пры першым чытанні слухайце тэкст уважліва. Звярніце ўвагу, які тып маўлення ўласцівы яму, асаблівасці якога стылю мовы вам неабходна перадаць. Сфармулюйце для сябе тэму і галоўную думку тэксту (пра што вам трэба расказаць, што апісаць, над чым паразважаць і да якога вываду прыйсці).

Калі тэкст чытаецца другі раз, вы можаце рабіць якія – небудзь паметкі: апорныя словы і спалучэнні слоў, змест простай мовы і інш.

  • пры неабходнасці экзаменатар звычайна тлумачыць некаторыя словы і выразы або нават запісвае іх на дошцы (як правіла, гэта словы іншамоўнага паходжання, якія рэдка ўжываюцца, обо словы з лексікі абмежаванага ўжытку: прафесіяналізмы, дыялектызмы, устарэлыя словы). Цяпер вам трэба пераказаць тэкст. Спачатку пішыце так, як вам запомнілася. Затым загляніце ў запісы, зробленыя падчас другога чытання, і ўнясіце патрэбныя змяненні, дапаўненні. Прачытайце, што ў вас атрымалася; пры гэтым сачыце за тым, каб выказванне вызначалася паслядоўнасцю, лагічнасцю, каб не было сказаў, сэнс якіх цяжка обо ўвогуле нельга зразумець (няправільна пабудаваны сказ, прапушчана слова, няўдалы парадак слоў і г.д.). Калі трэба, перабудоўвайце сказы, замяняйце ці перастаўляйце словы. Прачытайце тэкст яшчэ раз, звяртаючы ўвагу на тое, ці ўдала вы падзялілі яго на абзацы. наступным чытанні праверце напісанне слоў і пастаноўку знакаў прыпынку. Важна асэнсаваць, для чаго патрэбны той ці іншы знак прыпынку (што ён раздзяляе ці выдзяляе) і які знак павінен стаяць у кожным канкрэтным выпадку (калі вы не ўпэўнены, лепш перабудаваць сказ такім чынам, каб знак прыпынку не выклікаў у вас пытанняў). Некалькі хвілін адпачніце, а потым перапісвайце работу на чыставік. Старайцеся не рабіць выпраўленняў і пісаць разборліва, думайце над кожным пераносам. Прачытайце тэкст яшчэ раз. Зверце чыставік з чарнавіком (ці не прапусцілі якое – небудзь слова, знак прыпынку, ці не забыліся выдзеліць абзац). Калі дазваляе час, крыху адпачніце і потым яшчэ раз прачытайце сваю работу так, як чыталі чарнавік. Як відаць, самаправерка пісьмовай работы – справа складаная і не менш адказная, чым напісанне самой работы.

 

ПАМЯТКА “ПАДРЫХТОЎКА ДА ЭКЗАМЕНАЎ”

Экзамен дае магчымасць зразумець і ацаніць сябе, а гэта заўсёды цікава.

АГУЛЬНЫЯ РЭКАМЕНДАЦЫІ

  • Успрымайце экзамен як жыццёвы рубеж.
  • Рыхтуючыся да экзаменаў, улічвайце біялагічныя рытмы: лепшы час для заняткаў - з 9.00 да 13.00 і з 16.30 да 19.30.
  • Кожны дзень знаходзьце магчымасць 1-1,5 часы знаходзіцца на свежым паветры, прысвяціўшы гэты час фізічным практыкаванням.
  • Прытрымлівайцеся рэжыму дня. Сон павінен быць не менш за 8 гадзін.
  • Звярніце ўвагу на харчаванне. Трэба есці больш рыбы, сыру, малочных продуктаў, соевых прадуктаў, яблыкаў, морковы, сокаў, тваргу, салатаў. Ежа не павінна быць цяжкай.
  • Пры вывучэнні і паўтарэнні матэрыялу памятайце правіла «сціранне слядоў». Запамінанне матэрыялу - гэта пакіданне «слядоў» у памяці. Пры вывучэнні падобнага матэрыялу «сляды» накладваюцца і сціраюцца. Чаргуйце гуманітарныя і дакладныя навукі.
  • Вывучаны матэрыял неабходна паўтарыць праз 20 хвілін. Калі гэта зрабіць, тады запамінаецца 70% інфармацыі, у адваротным выпадку — толькі 30%.
  • Выкарыстоўвайце як мага больш каналаў успрымання інфармацыі: прагаворвайце ўслых, малюйце схемы, піктаграмы, памячайце апорныя словы.

Як падрыхтавацца да экзамену псіхалагічна:

☼ Для таго каб у крызіснай сітуацыі не губляць галавы, неабходна ня ставіць перад сабой звышзадачы для дасягнення сверхцелі.

☼ Неабходна пачынаць рыхтавацца да іспытаў загадзя, па частках, захоўваючы спакой.

☼ Паспрабаваць спачатку запомніць то, што даецца лёгка, а потым пераходзіць да вывучэння цяжкага матэрыялу.

☼ У перапынках паміж заняткамі слухайце расслабляльную музыку, танцуйце, рабіце спартыўныя практыкаванні, кантактуйце з цікавымі людзьмі, дапамажыце тым, хто асабліва мае патрэбу ў вашай любові, клопаце, ласцы.

Рэжым дня:

☼ Падзялі дзень на тры часткі: навучальны праца - 8 гадзін, адпачынак - 8 гадзін, сон - не менш за 8 гадзін.

☼ Арганізуюць сваё працоўнае месца так, каб ніхто і нішто не адцягвала цябе ў час працы.

Харчаванне:

☼ Трох-чатырохразовае, каларыйнае, багатае на вітаміны.

☼ Аддаваць перавагу малочным прадуктам, рыбе, мясу, гародніне, садавіне.

☼ Палепшае памяць: морква з раслінным алеем (стымулюе абмен рэчываў у мозгу), шклянка ананасавага соку.

☼ Сканцэнтраваць увагу дапаможа палоўка рэпчатай цыбулі у дзень (дапамагае пры разумовым ператамленні, псіхічнай стомленасці, спрыяе разрэджванню крыві, паляпшае забеспячэнне мозгу кіслародам).

☼ Дасягнуць творчага азарэння, справакаваць нараджэнне геніяльных ідэй, стымуляваць нервовую сістэму можна пры дапамозе гарбаты з кмена (2 чайныя лыжкі здробненых насення на кубак).

☼ Паспяхова грызці граніт навукі дазваляюць капуста (яна зніжае актыўнасць шчытападобнай залозы, здымае нервовасць) і лімон (асвяжае думкі, палягчае ўспрыманне інфармацыі за кошт ударнай дозы вітаміна С).

☼ Добры настрой падтрымаюць «садавіна шчасця» – бананы, якія змяшчаюць

неабходнае мозгу рэчыва - серотонін.

Умовы падтрымкі працаздольнасці:

☼ Чаргавацца разумовы і фізічная праца.

☼ Берагчы ад ператамлення вочы, даваць ім адпачынак, перамыкаць увагу.

☼ Мінімум тэлевізійных перадач, працы за кампутарам.

☼ Стымуляваць пазнавальныя здольнасці можна пры дапамозе наступнага практыкаванні: вялікім і паказальным пальцамі адной рукі з сілай здушваць фалангу кожнага пальца другой рукі, пачынаючы ад ногцевай фалангі, спачатку ў тыльныя-далоневай, затым у межпальцевые плоскасці. Затым рукі мяняем.

☼ Падняць настрой і напоўніць сябе свежай сілай дапамогуць ўдыхі і выдыхі з гукамі «Аааа», «Ииии», «Оооо», «Уууу». Важна каб пры ўдыху гук спявалася паступальна ўверх (уявіце, што разам з паветрам вы ўдыхаеце светлыя і радасныя думкі), а пры выдыху паступальна.

ПОСПЕХУ ВАМ!

 

Рэкамендацыі па падрыхтоўцы да экзамену па ГІСТОРЫІ,

або як навучыцца здаваць экзамен

Падрыхтоўка да экзамену

Перш за ўсё неабходна скласці план падрыхтоўкі. Для гэтага трэба высветліць, што вамі засвосна недастаткова добра. Далей карысна вызначыць аб'ём работы, якую неабходна зрабіць. Потым размеркаваць яе ў адпаведнасці з часам, але з такім разлікам, каб у вас заставаўся пэўны рэзерв часу перад самым экзаменам. Варта дакладна вызначыць, што менавіта сёння будзе вывучацца. Не ўвогуле «крыху пазаймаюся», а што менавіта ссння буду вучыць, якія канкрэтныя тэмы.

 

Напярэдадні экзамену

Пакіньце адзін дзень перад экзаменам на тое, каб зноў паўтарыць усе планы адказаў. Лепш пераказаць іх каму-небудзь ці самому сабе перад люстрам так, быццам вы адказвасцс камісіі на экзамене. Не паўтарайце білеты па парадку, лепш напішыце нумары на лісточках і цягніце, як на экзамене. Кожны раз, перш чым расказаць білет, успомніце і запішыце план адказу. Калі гэта атрымалася лёгка, можаце не расказваць – гэтае пытанне вы ведаеце добра. Расказвайцс толькі тое, у чым вы адчуваеце цяжкасць. Пры расказе карыстайцеся запісаным планам — на экзамене можна карыстацца запісамі, зробленымі пры падрыхтоўцы да адказу. Сачыце пры гэтым за сваёй позай, жэстамі, мімікай, голасам.

Здача экзамену

Узяўшы білет, пазнаёмцеся з пытаннямі. Пачынайце рыхтавацца з таго пытання ці выконваць тое заданне, якое няхай не намнога, але для вас больш лёгкае.

Напішыце прыкладны план адказу. Калі можна, сфармулюйце кароткі адказ на ўсё пытанне ў самым першым сказе. Такім чынам, вы пакажаце экзаменатару, што сэнс пытання вам зразумелы і вы маеце правільнае ўяўленне аб прадмеце. Калі пытанне складаецца з некалькіх частак, назавіце кожную з іх. Уключайце ў свой адказ даты і тэрміны.

 

свернуть
поделиться в: