Выпускніку

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ СОСТОЯТСЯ НА БАЗЕ УО "ВИЛЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ". 14 мая - белорусский или русский язык (по выбору),                  21 мая - экзамен по выбору учащегося.

Экзамены в 9 и 11 классах в 2022/2023 учебном году

развернуть

Для выпускников 9 классов установлены итоговые испытания в виде выпускного экзамена по учебным предметам:

  • «Белорусский язык» – изложение в письменной форме;
  • «Русский язык» – изложение в письменной форме;
  • «Математика» – контрольная работа в письменной форме;
  • «История Беларуси» – по билетам в устной форме.

Основные сроки проведения с 1 по 9 июня 2023 г., иные сроки – с 21 по 25 августа 2023 г.

Выпускники 11 классов будут сдавать итоговые испытания в виде централизованного экзамена в письменной форме:

  • по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в основные сроки 14 мая 2023 г., резервные дни 23 мая 2023 г., иные сроки в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки 21 августа 2023 г.;
  • по учебному предмету «Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение» (по выбору учащегося) в основные сроки 21 мая 2023 г., резервные дни 25 мая 2023 г., иные сроки в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни, иные сроки 23 августа 2023 г.

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования и среднего специального образования для учащихся, курсантов проводятся итоговые испытания в виде выпускного экзамена по учебным предметам:

  • «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) – изложение в письменной форме;
  • «Математика» – контрольная работа в письменной форме.

Также определены формы итоговых испытаний для учащихся:

  • с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, трудностями в обучении, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования;
  • второго отделения специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с нарушением слуха, учащихся специальной школы, специальной школы-интерната;
  • с тяжелыми нарушениями речи, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования;
  • с нарушением слуха, нарушениями зрения, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования;
  • гимназии – колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования;
  • осваивающих содержание образовательной программы среднего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, республиканских унитарных производственных предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний МВД, лечебно-трудовых профилакториев МВД, содержащихся под стражей в следственном изол


Источник: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2022/december/72615/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

свернуть

Централизованный экзамен в вопросах и ответах

развернуть

Когда нужно зарегистрироваться на ЦЭ?

  • В основные сроки

Регистрацию участников ЦЭ осуществляет пункт проведения ЦЭ совместно с комиссиями школ в период с 1 по 20 апреля.

  • В резервные дни и иные сроки

Не позднее 3-х календарных дней до проведения ЦЭ.

 

Во сколько нужно быть в пункте ЦЭ каждому участнику?

Участники ЦЭ должны прибыть в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за 60 минут до его начала.

 

Что можно иметь при себе на ЦЭ?

Каждый участник ЦЭ должен иметь при себе:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • пропуск;
  • гелевую или капиллярную ручку с чернилами черного цвета.

 

Если выпускник забыл дома пропуск, что делать?

В случае отсутствия пропуска у участника ЦЭ его могут пропустить в аудиторию, если его ФИО найдут в списках учащихся, зарегистрированных для участия в ЦЭ.

При этом такому участнику ЦЭ пропуск оформляется в пункте проведения ЦЭ.

Важно! Участники ЦЭ, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются. Лицам, не участвующим в ЦЭ, вход в пункт его проведения не разрешается.

 

В каких условиях будет проходить экзамен?

В соответствии с инструкцией, ЦЭ должно проводиться «только в аудиториях, позволяющих рассадить участников ЦЭ не более чем по 4 человека за столом при наличии проходов с обеих сторон либо по 2 человека за столом при подходе с одной стороны и (или) двух сторон».

 

О времени начала и окончания теста на ЦЭ?

Началом отсчета времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, будет считаться момент, когда последнему учащемуся будет выдан экземпляр его варианта экзаменационной работы.

В продолжительность выполнения экзаменационной работы не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия:

  • инструктаж участников ЦЭ,
  • заполнение ими регистрационных полей
  • и т.д.

Время начала и окончания работы над выполнением экзаменационной работы фиксируется на доске.

 

Что разрешено делать участнику ЦЭ во время теста?

Участники ЦЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине, в том числе из-за плохого самочувствия или в туалет, но(!) только в сопровождении педагогического работника, который обеспечивает проведение ЦЭ вне аудитории.

При выходе из аудитории участник ЦЭ оставляет экзаменационные материалы и листы для рабочих записей на рабочем месте в аудитории рядом с документом, удостоверяющим его личность.

 

Что участникам ЦЭ во время его проведения не разрешается?

В этот список инструкции вошли следующие пункты:

  • проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска;
  • фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;
  • меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;
  • вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;
  • иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;
  • выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;
  • фотографировать экзаменационные материалы;
  • разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;
  • произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.
  •  

Кого могут освободить от сдачи ЦЭ?

От сдачи ЦЭ могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.

  • Победители третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от одного централизованного экзамена – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по этому предмету выставляется 10 баллов.
  • Победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от всех централизованных экзаменов. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов; по остальным предметам – годовая отметка

 

Важно! Участники ЦЭ, нарушающие требования прохождения ЦЭ, удаляются из аудитории. В случае удаления участника ЦЭ из аудитории его бланк ответов погашается путем перечеркивания по диагоналям, информация об удалении из аудитории (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ. Участник ЦЭ, удаленный из аудитории, может пройти ЦЭ в иной срок в августе текущего года.

По истечении времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, участники ЦЭ сдают экзаменационные материалы и листы для рабочих записей. Участники ЦЭ, завершившие выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, могут покинуть аудиторию.

В случае заболевания, возникновения других уважительных причин или непредвиденных обстоятельств во время проведении ЦЭ, участник тестирования освобождается от участия в нем. Бланк ответов погашается путем перечеркивания, информация об освобождении (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.

Участник ЦЭ, освобожденный от участия в ЦЭ в основные дни, будет иметь возможность пройти ЦЭ в резервный день или иной срок.

 

 

 

 

 

свернуть

Шкала пераводу вынікаў ЦЭ ў 10-бальную адзнаку

развернуть

ШКАЛЫ перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык»

 Отметка по

10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1–2

3–6

7–14

15–25

26–32

33–41

42–53

54–67

68–81

82–100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Математика»

Отметка по 

10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1–2

3–9

10–18

19–28

29–37

38–45

46–54

55–63

64–76

77–100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Физика»

Отметка по

10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-6

7-15

16-24

25-32

33-41

42-46

47-50

51-61

62-78

79-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Химия»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2-3

4-7

8-13

14-25

26-33

34-48

49-64

65-84

85-100

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Биология»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-7

8-19

20-29

30-37

38-47

48-58

59-78

79-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Иностранный язык»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-10

11-20

21-29

30-37

38-47

48-65

66-79

80-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «История Беларуси»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-5

6-17

18-26

27-36

37-46

47-56

57-69

70-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Обществоведение»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-2

3-5

6-9

10-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60-74

75-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «География»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1-2

3-5

6-9

10-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60-74

75-100

 

  1. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Всемирная история»

Отметка по 10-балльной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество баллов в сертификате

1

2

3-6

7-12

13-22

23-32

33-41

42-53

54-71

72-100

 

свернуть

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 августа 2022 г. № 278

развернуть

Вступительная кампания в ВУЗы для выпускников 2023 года

развернуть

Вступительная кампания в ВУЗы
для выпускников 2023 года
(поступающих на общих основаниях)

 
  • сдача двух ЦЭ и одного ЦТ;
  • подача документов;
  • зачисление.

В 2023 году вступительная кампания начнётся уже в январе-феврале когда пройдут университетские олимпиады, в которых смогут принять участие учащиеся XI классов. Победители университетских олимпиад будут уже в марте зачислены в ВУЗы. Кроме того, в марте пройдёт республиканская олимпиада школьников по учебным предметам, победители которой также без вступительных испытаний станут студентами ВУЗов (зачисление состоится в августе).

14 и 21 мая пройдут централизованные экзамены. До 13 июня - зачисление на целевую форму подготовки. Поступающие на целевую форму подготовки сдают, кроме ЦЭ, один внутренний экзамен в ВУЗе (в устной форме). Проходить централизованное тестирование им не нужно.   

Приём документов от абитуриентов, поступающих на общих основаниях, пройдёт в июле (после завершения ЦТ), зачисление - по 10 августа. 

xt0r9qfqy4cconhwsz69q02gx0ql8i1f

 ПРИЁМ ДОКУМЕНТОВ В ВУЗЫ на основном этапе вступительной кампании пройдёт с 17 июля по 26 июля.
 
Документы для предоставления в приёмную комиссию:
  • паспорт;
  • оригинал аттестата об общем среднем образовании;
  • оригиналы сертификатов ЦЭ/ЦТ; 
  • медицинская справка установленной формы (с указанием выбранной специальности);
  • шесть цветных фотографий 3х4 см;
  • документы на льготы (если имеются);
  • характеристика из школы.

Предоставление абитуриентами характеристики из школы является нововведением 2023 года. На конкурсные баллы характеристика никак не влияет. По ней в ВУЗе будут судить о мотивации и интересах студента. 11 пунктов включают, помимо анкетных данных и особенностей семейного статуса, сведения о деловых и коммуникативных навыках, участии в мероприятиях патриотического и трудового профиля, общественном движении, хобби и творческих достижениях.

Иногда ВУЗы просят дополнительно предоставить конверты с марками по Беларуси. Все детали уточняйте на сайте выбранного учреждения.  

свернуть

Специальности с экзаменами БГТУ 2023.

развернуть

Специальности и вступительные испытания

УО «Белорусский государственный технологический университет» (www.belstu.by) на дневную форму обучения в 2023 году

факультет

Название специальности

1-й профильный

предмет

2-й профильный предмет

 

ЛХФ

 

Лесное хозяйство

химия

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Ландшафтное проектирование и строительство

химия

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Туризм и природопользование

физическая культура

биология

(ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

ЛИД

 

Технология деревообрабатывающих производств

физика

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Мехатронные системы и оборудование деревоперерабатывающих производств

физика

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Сервис и инжиниринг лесных машин и оборудования

физика

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Лесная инженерия и логистическая инфраструктура лесного комплекса

физика

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Теплоэнергетика и теплотехника

математика

(ЦТ или ЦЭ)

физика

(ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

ХТиТ

 

Технология неорганических веществ

химия (ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Инженерная экология

математика

(ЦТ или ЦЭ)

химия

(ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Технология стекла, керамики и вяжущих материалов

химия

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Электрохимические производства

химия

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Производство материалов и устройств электроники

химия

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Промышленные и коммунальные системы водоподготовки и водоочистки

химия

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Автоматизация технологических процессов и производств

математика

(ЦТ или ЦЭ)

физика

(ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Технологические машины и оборудование

физика

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Производство изделий из композиционных материалов

математика

(ЦТ или ЦЭ)

физика

(ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Производство изделий на основе трехмерных технологий

физика (ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Промышленный дизайн

творчество

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Специальности и вступительные испытания

УО «Белорусский государственный технологический университет» (www.belstu.by) на дневную форму обучения

в 2023 году

факультет

Название специальности

1-й профильный

предмет

2-й профильный предмет

 

ТОВ

 

Переработка нефти и газа и промышленный органический синтез

химия

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Технология и переработка биополимеров

химия

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Физико-химические методы и приборы контроля качества продукции

математика

(ЦТ или ЦЭ)

химия

(ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Производство и переработка полимерных материалов

химия

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Технология лекарственных препаратов

химия

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Промышленная биотехнология

химия

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

ИЭФ

 

Экономика и управление

математика

(ЦТ или ЦЭ)

иностранный язык

(ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Менеджмент

математика

(ЦТ или ЦЭ)

иностранный язык

(ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Маркетинг

математика

(ЦТ или ЦЭ)

иностранный язык

(ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

 ПиМ

 

Издательское дело

иностранный язык

(ЦТ или ЦЭ)

математика

(ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Печатные цифровые системы и комплексы

физика

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Принттехнологии

химия

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

ФИТ

 

Информационные системы и технологии

математика

(ЦТ или ЦЭ)

физика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Информационная безопасность

физика

(ЦТ или ЦЭ)

математика (ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

Программная инженерия

математика

(ЦТ или ЦЭ)

физика

(ЦТ или ЦЭ)

Р. / Б. язык (ЦТ или ЦЭ)

                   

Контактный телефон приемной комиссии +375 17 379-63-75

Телефон подготовительного отделения + 375 17 378-73-89

Чат для абитуриентов в Telegram Абитуриент БГТУ t.me/belstu_by

свернуть

Парады навучэнцам па падрыхтоўцы да экзаменаў

развернуть

Парады навучэнцам па падрыхтоўцы да выпускных экзаменаў

Любы экзамен, няхай гэта будзе выпускны або ўступны, уяўляе сабой стрэсавую сітуацыю для таго, хто яго здае. Падрыхтоўка да яго суправаджаецца высокімі эмацыянальнымі, інтэлектуальнымі і фізічнымі нагрузкамі.

Час падрыхтоўкі да экзаменаў трэба разумна размеркаваць. Не варта займацца шмат гадзін без перапынкаў. Лепш вучыць блокамі: засвоіў тэму, замацаваў яе і адпачыў. Потым коратка паўтарыў, што завучыў, і – за новую тэму.

Адзначце тэмы, якія вы ўжо адпрацавалі і ў якіх адчуваеце сябе ўпэўнена. Сканцэнтруйце ўвагу на пытаннях, да якіх вы слаба падрыхтаваныя.

Выкарыстоўвайце час, адведзены на падрыхтоўку, як мага больш эфектыўна. Новы і складаны матэрыял вучыце ў той час сутак, калі добра «думаецца», г.зн. адзначаецца высокая разумовая працаздольнасць. Звычайна гэта ранішнія гадзіны пасля добрага адпачынку.

Да матэрыялу, які цяжка запамінаецца, неабходна вяртацца некалькі разоў. Праглядаць яго на працягу некалькіх хвілін увечары, а затым яшчэ раз раніцай.

Каб лепш запомніць матэрыял, неабходна максімальна выкарыстоўваць усе магчымасці: успрымаць тэкст і на слых, і візуальна чытаць з ліста.

Трэніруйцеся адказваць на пытанні. Па меры таго, як вы вывучылі кожную тэму, спрабуйце адказваць на пытанні. Адказваючы на іх, вы набываеце ўпэўненасць у сабе і зможаце адказаць на нечаканыя пытанні на экзамене.

Пераказ тэксту сваімі словамі прыводзіць да лепшага запамінання, паколькі гэта актыўная, арганізаваная разумовая праца.

Вельмі карысна складаць схемы і алгарытмы канкрэтных тэм і трымаць іх у памяці, а не «зазубрываць» усю тэму цалкам “ад” і “да”.

Да экзамену лепш рыхтавацца з бацькамі, сябрам або сяброўкай: паўтараць, задаваць пытанні і адказваць на іх, «прамаўляць» увесь матэрыял.

За некалькі дзён да экзамену “прагані” ў думках магчымыя сітуацыі на іспытах, уяві сабе ва ўсіх дэталях абставіны будучага экзамену.

 

 

 Рэкамендацыі для падрыхтоўкі да экзаменацыйнага пераказу па беларускай мове

Экзамен - гэта заўсёды выпрабаванне, якому павінна папярэднічаць сур’ёзная, грунтоўная падрыхтоўка. Пачынацца яна павінна загадзя, бо трэба не толькі паўтарыць правілы арфаграфіі і пунктуацыі, але і навучыцца працаваць з тэкстамі.

  • вучняў памылкова лічаць, што галоўнае - перадаць тэкст як мага бліжэй да арыгіналу. Між тым зусім не трэба імкнуцца пераказаць тэкст “слова ў слова”, важна выявіць галоўную думку (ідэю) твора ці ўрыўка, раскрыць яе праз перадачу зместу ў пэўнай паслядоўнасці, захоўваючы моўныя і стылёвыя сродкі ў адпаведнасці з ідэйна - мастацкай задачай зместу. Такі падыход дазваляе вучням выявіць свае творчыя магчымасці, а галоўнае - пазбегнуць цяжкасцей ў напісанні. Так, амаль заўсёды можна замяніць сінонімам ці блізказначным слова, у напісанні якога вы сумняваецеся. Можна нават прапусціць слова, словазлучэнне, пэўную сінтаксічную канструкцыю, калі не памятаеце дакладна, як афармляць яе на пісьме (зразумела, такі пропуск магчымы толькі тады, калі ён не разбурае сказ, не робіць выказванне незразумелым). Можна змяніць парадак слоў у сказе, “падагнаць” яго пад правіла, якое вы ведаеце дакладна. Нарэшце можна перабудаваць сказ (напрыклад, складаны бяззлучнікавы ў складаназлучаны ці складаназалежны, простую мову замяніць ускоснай, з аднаго складанага сказа зрабіць некалькі простых і г.д.).
  • да экзамену ў форме пераказу мае сваю спецыфіку. Якаснае напісанне работы патрабуе даволі высокага развіцця слыхавой і зрокавай памяці. Пры самастойнай падрыхтоўцы пасля таго, як напішаце пераказ і праверыце яго, вярніцеся да тэксту, прааналізуйце найбольш цяжкія напісанні, растлумачце пастаноўку знакаў прыпынку, адзначце магчымую пунктуацыйную варыянтнасць. Для таго, каб вашы веды былі больш трывалымі, а ўменні дасканалымі, пасля кожнага практычнага задання выконвайце работу над памылкамі. Гэта найбольш дзейсная прафілактыка памылак: вы прааналізуеце моўную з’яву, успомніце адпаведнае правіла, самастойна падбераце прыклады на гэта правіла - словам, асэнсуеце, чаго вы не ведаеце і на што трэба яшчэ раз звярнуць увагу. Усе пытанні, якія узнікаюць у вас пры працы з тэарэтычным матэрыялам, практыкаваннямі, тэкстамі, абавязкова занатоўвайце, каб потым задаць іх на кансультацыі, якая звычайна праводзіцца напярэдадні экзамену.

 

 

Як трэба пісаць пераказ?

Пры першым чытанні слухайце тэкст уважліва. Звярніце ўвагу, які тып маўлення ўласцівы яму, асаблівасці якога стылю мовы вам неабходна перадаць. Сфармулюйце для сябе тэму і галоўную думку тэксту (пра што вам трэба расказаць, што апісаць, над чым паразважаць і да якога вываду прыйсці).

Калі тэкст чытаецца другі раз, вы можаце рабіць якія – небудзь паметкі: апорныя словы і спалучэнні слоў, змест простай мовы і інш.

  • пры неабходнасці экзаменатар звычайна тлумачыць некаторыя словы і выразы або нават запісвае іх на дошцы (як правіла, гэта словы іншамоўнага паходжання, якія рэдка ўжываюцца, обо словы з лексікі абмежаванага ўжытку: прафесіяналізмы, дыялектызмы, устарэлыя словы). Цяпер вам трэба пераказаць тэкст. Спачатку пішыце так, як вам запомнілася. Затым загляніце ў запісы, зробленыя падчас другога чытання, і ўнясіце патрэбныя змяненні, дапаўненні. Прачытайце, што ў вас атрымалася; пры гэтым сачыце за тым, каб выказванне вызначалася паслядоўнасцю, лагічнасцю, каб не было сказаў, сэнс якіх цяжка обо ўвогуле нельга зразумець (няправільна пабудаваны сказ, прапушчана слова, няўдалы парадак слоў і г.д.). Калі трэба, перабудоўвайце сказы, замяняйце ці перастаўляйце словы. Прачытайце тэкст яшчэ раз, звяртаючы ўвагу на тое, ці ўдала вы падзялілі яго на абзацы. наступным чытанні праверце напісанне слоў і пастаноўку знакаў прыпынку. Важна асэнсаваць, для чаго патрэбны той ці іншы знак прыпынку (што ён раздзяляе ці выдзяляе) і які знак павінен стаяць у кожным канкрэтным выпадку (калі вы не ўпэўнены, лепш перабудаваць сказ такім чынам, каб знак прыпынку не выклікаў у вас пытанняў). Некалькі хвілін адпачніце, а потым перапісвайце работу на чыставік. Старайцеся не рабіць выпраўленняў і пісаць разборліва, думайце над кожным пераносам. Прачытайце тэкст яшчэ раз. Зверце чыставік з чарнавіком (ці не прапусцілі якое – небудзь слова, знак прыпынку, ці не забыліся выдзеліць абзац). Калі дазваляе час, крыху адпачніце і потым яшчэ раз прачытайце сваю работу так, як чыталі чарнавік. Як відаць, самаправерка пісьмовай работы – справа складаная і не менш адказная, чым напісанне самой работы.

 

ПАМЯТКА “ПАДРЫХТОЎКА ДА ЭКЗАМЕНАЎ”

Экзамен дае магчымасць зразумець і ацаніць сябе, а гэта заўсёды цікава.

АГУЛЬНЫЯ РЭКАМЕНДАЦЫІ

  • Успрымайце экзамен як жыццёвы рубеж.
  • Рыхтуючыся да экзаменаў, улічвайце біялагічныя рытмы: лепшы час для заняткаў - з 9.00 да 13.00 і з 16.30 да 19.30.
  • Кожны дзень знаходзьце магчымасць 1-1,5 часы знаходзіцца на свежым паветры, прысвяціўшы гэты час фізічным практыкаванням.
  • Прытрымлівайцеся рэжыму дня. Сон павінен быць не менш за 8 гадзін.
  • Звярніце ўвагу на харчаванне. Трэба есці больш рыбы, сыру, малочных продуктаў, соевых прадуктаў, яблыкаў, морковы, сокаў, тваргу, салатаў. Ежа не павінна быць цяжкай.
  • Пры вывучэнні і паўтарэнні матэрыялу памятайце правіла «сціранне слядоў». Запамінанне матэрыялу - гэта пакіданне «слядоў» у памяці. Пры вывучэнні падобнага матэрыялу «сляды» накладваюцца і сціраюцца. Чаргуйце гуманітарныя і дакладныя навукі.
  • Вывучаны матэрыял неабходна паўтарыць праз 20 хвілін. Калі гэта зрабіць, тады запамінаецца 70% інфармацыі, у адваротным выпадку — толькі 30%.
  • Выкарыстоўвайце як мага больш каналаў успрымання інфармацыі: прагаворвайце ўслых, малюйце схемы, піктаграмы, памячайце апорныя словы.

Як падрыхтавацца да экзамену псіхалагічна:

☼ Для таго каб у крызіснай сітуацыі не губляць галавы, неабходна ня ставіць перад сабой звышзадачы для дасягнення сверхцелі.

☼ Неабходна пачынаць рыхтавацца да іспытаў загадзя, па частках, захоўваючы спакой.

☼ Паспрабаваць спачатку запомніць то, што даецца лёгка, а потым пераходзіць да вывучэння цяжкага матэрыялу.

☼ У перапынках паміж заняткамі слухайце расслабляльную музыку, танцуйце, рабіце спартыўныя практыкаванні, кантактуйце з цікавымі людзьмі, дапамажыце тым, хто асабліва мае патрэбу ў вашай любові, клопаце, ласцы.

Рэжым дня:

☼ Падзялі дзень на тры часткі: навучальны праца - 8 гадзін, адпачынак - 8 гадзін, сон - не менш за 8 гадзін.

☼ Арганізуюць сваё працоўнае месца так, каб ніхто і нішто не адцягвала цябе ў час працы.

Харчаванне:

☼ Трох-чатырохразовае, каларыйнае, багатае на вітаміны.

☼ Аддаваць перавагу малочным прадуктам, рыбе, мясу, гародніне, садавіне.

☼ Палепшае памяць: морква з раслінным алеем (стымулюе абмен рэчываў у мозгу), шклянка ананасавага соку.

☼ Сканцэнтраваць увагу дапаможа палоўка рэпчатай цыбулі у дзень (дапамагае пры разумовым ператамленні, псіхічнай стомленасці, спрыяе разрэджванню крыві, паляпшае забеспячэнне мозгу кіслародам).

☼ Дасягнуць творчага азарэння, справакаваць нараджэнне геніяльных ідэй, стымуляваць нервовую сістэму можна пры дапамозе гарбаты з кмена (2 чайныя лыжкі здробненых насення на кубак).

☼ Паспяхова грызці граніт навукі дазваляюць капуста (яна зніжае актыўнасць шчытападобнай залозы, здымае нервовасць) і лімон (асвяжае думкі, палягчае ўспрыманне інфармацыі за кошт ударнай дозы вітаміна С).

☼ Добры настрой падтрымаюць «садавіна шчасця» – бананы, якія змяшчаюць

неабходнае мозгу рэчыва - серотонін.

Умовы падтрымкі працаздольнасці:

☼ Чаргавацца разумовы і фізічная праца.

☼ Берагчы ад ператамлення вочы, даваць ім адпачынак, перамыкаць увагу.

☼ Мінімум тэлевізійных перадач, працы за кампутарам.

☼ Стымуляваць пазнавальныя здольнасці можна пры дапамозе наступнага практыкаванні: вялікім і паказальным пальцамі адной рукі з сілай здушваць фалангу кожнага пальца другой рукі, пачынаючы ад ногцевай фалангі, спачатку ў тыльныя-далоневай, затым у межпальцевые плоскасці. Затым рукі мяняем.

☼ Падняць настрой і напоўніць сябе свежай сілай дапамогуць ўдыхі і выдыхі з гукамі «Аааа», «Ииии», «Оооо», «Уууу». Важна каб пры ўдыху гук спявалася паступальна ўверх (уявіце, што разам з паветрам вы ўдыхаеце светлыя і радасныя думкі), а пры выдыху паступальна.

ПОСПЕХУ ВАМ!

 

Рэкамендацыі па падрыхтоўцы да экзамену па ГІСТОРЫІ,

або як навучыцца здаваць экзамен

Падрыхтоўка да экзамену

Перш за ўсё неабходна скласці план падрыхтоўкі. Для гэтага трэба высветліць, што вамі засвосна недастаткова добра. Далей карысна вызначыць аб'ём работы, якую неабходна зрабіць. Потым размеркаваць яе ў адпаведнасці з часам, але з такім разлікам, каб у вас заставаўся пэўны рэзерв часу перад самым экзаменам. Варта дакладна вызначыць, што менавіта сёння будзе вывучацца. Не ўвогуле «крыху пазаймаюся», а што менавіта ссння буду вучыць, якія канкрэтныя тэмы.

 

Напярэдадні экзамену

Пакіньце адзін дзень перад экзаменам на тое, каб зноў паўтарыць усе планы адказаў. Лепш пераказаць іх каму-небудзь ці самому сабе перад люстрам так, быццам вы адказвасцс камісіі на экзамене. Не паўтарайце білеты па парадку, лепш напішыце нумары на лісточках і цягніце, як на экзамене. Кожны раз, перш чым расказаць білет, успомніце і запішыце план адказу. Калі гэта атрымалася лёгка, можаце не расказваць – гэтае пытанне вы ведаеце добра. Расказвайцс толькі тое, у чым вы адчуваеце цяжкасць. Пры расказе карыстайцеся запісаным планам — на экзамене можна карыстацца запісамі, зробленымі пры падрыхтоўцы да адказу. Сачыце пры гэтым за сваёй позай, жэстамі, мімікай, голасам.

Здача экзамену

Узяўшы білет, пазнаёмцеся з пытаннямі. Пачынайце рыхтавацца з таго пытання ці выконваць тое заданне, якое няхай не намнога, але для вас больш лёгкае.

Напішыце прыкладны план адказу. Калі можна, сфармулюйце кароткі адказ на ўсё пытанне ў самым першым сказе. Такім чынам, вы пакажаце экзаменатару, што сэнс пытання вам зразумелы і вы маеце правільнае ўяўленне аб прадмеце. Калі пытанне складаецца з некалькіх частак, назавіце кожную з іх. Уключайце ў свой адказ даты і тэрміны.

 

свернуть

Что такое целевое направление?

развернуть