Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі, спорце і турызму Вілейскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
Чурленская сярэдняя школа
План развития приёмной семьи как эффективное средство обеспечения качества воспитательного процесса и предупреждения возможности вторичного сиротства
Кибалко А.Л., педагог социальный ГУО «Чурлёнская средняя школа»
Приёмные родители, сталкиваются с проблемами воспитания детей, часто считают, что «самые большие трудности у них еще впереди». При этом они действительно опасаются наступления кризисных периодов, боятся, что просто не смогут справиться с возросшими конфликтными ситуациями и пониманием поведения ребенка.
Помочь обрести и сохранить гармоничные отношения, стать востребованными и счастливыми мамами и папами, решить проблему успешной адаптации ребенка в семье и профилактики вторичного сиротства поможет только чётко спланированная работа.
Важно выстроить систему работы по реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
Сопровождение замещающей семьи – это и есть та самая система поддержки замещающей семьи, осуществляемая на основе оказания семье комплекса социальных услуг с целью сохранения и укрепления социального, психологического и физического здоровья членов приёмной семьи и профилактики вторичных отказов от ребёнка. Реализация плана развития приёмной семьи позволяет решать возникающие проблемы воспитания приёмных детей, обеспечивать качество воспитательного процесса и предупреждать возможность вторичного сиротства.
Основными подходами к планированию развития замещающей семьи являются:
1.Системный подход – семья –это открытая воспитательная система, которая рассматривается в взаимодействии взаимосвязи своих элементов (родители-дети, супруги, родственники, социализирующие институты).
2.Компетентностный подход предполагает, что родитель должен обладать определенной суммой необходимых специфических.
3.Семейно-ориентированный подход – ориентация на мероприятия, которые касаются всех членов семьи, как социализирующей группы, решение проблем ребенка в контексте взаимодействия в семье.
Этапы составления плана развития приёмной семьи.
1.Организационно-методическая и аналитическая работа
- Повышение профессиональной компетентности приемных родителей (родителей-воспитателей): повышение квалификации; участие в работе методических объединений, клубной деятельности); самообразование и др.);
-Контроль и анализ за исполнением приёмными родителями должностных обязанностей, договора об условиях воспитания и содержания ребенка, плана развития;
- Ведение отчетной документации приемной семьи (Дневник наблюдений, книга жизни).
2.Обеспечение прав и законных интересов воспитанников
- Мероприятия, направленные на успешную адаптацию ребенка в семье, в УО (семейные праздники, экскурсии, определение круга семейных обязанностей);
- Оформление документов на несовершеннолетних (регистрация ребенка по месту жительства и месту пребывания, оформление выплат, пособий, пенсий по потере кормильца, по инвалидности, защита жилищных и имущественных прав детей, обращение в государственные органы и иные организации для разрешения вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних и др.); контроль за расходованием средств, выплачиваемых на содержание приёмного ребёнка, сохранностью имущества, приобретённого для приёмной семьи за счёт средств бюджета;
- Консультирование по вопросам гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.Социально-педагогическая работа
-Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни, его социализация, сопровождение;
-Сотрудничество с УО, (посещение и участие в родительских собраниях, уроках (по необходимости), повышение образовательной компетенции приемных родителей, организация помощи приемному ребенку в преодолении отставания в учебе;
-Досуговая деятельность детей;
-Формирование у ребенка позитивного жизненного опыта жизни в семье; организация мероприятий по поддержке родственных отношений с биологической семьей; организация общения ребенка с кандидатами в усыновители.
4.Психолого-педагогическая поддержка семьи и ребенка
-Изучение познавательной деятельности, уровня адаптации, личностных особенностей ребенка, детско-родительских отношений. Анализ результатов диагностики, совместная коррекционная работа.
- Консультирование. Психологическое просвещение приемных родителей. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий приемного ребенка и семьи.
- Обеспечение индивидуальных занятий с узкими специалистами (педагог психолог, учитель-дефектолог, и др.), поддерживающие занятия при отставании в учебе.
5.Медицинская помощь, поддержка здоровья воспитанника и семьи
-Контроль за состоянием здоровья ребенка;
-Обеспечение мероприятий по медицинскому обследованию ребенка, выполнением рекомендаций по уходу за ребенком;
-Формирование гигиенических навыков, соблюдение режимных моментов;
-Профилактическое консультирование и обучение приемных родителей воспитанника навыкам здорового образа жизни;
- Организация оздоровления воспитанников.
6.Материальная деятельность
- Обеспечение ребёнка одеждой, обувью, мягким инвентарём и оборудованием, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости, денежными средствами на личные расходы (по достижении ребёнком возраста 7 лет).
План развития приемной семьи разрабатывается приёмными родителями совместно с учреждением образования или организацией, обеспечивающей психологическую и педагогическую помощь приемным детям и приемным родителям, на 6 месяцев с учетом оценки потребностей приемных детей, запросов приёмных родителей и содержания организационной и методической работы с семьями, принявшими на воспитание детей, и утверждается управлением образования.
свернуть
Победитель школьного этапа - семья Павловских.Ссылка на видео
https://drive.google.com/file/d/1DLWMc_eksFh3csbosDI9IOtnPJf7_rM_/view?usp=sharing
свернуть