Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне па адукацыі, спорце і турызму Вілейскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
Чурленская сярэдняя школа
ПАМЯТКА НАСТАЎНІКУ-ПРАДМЕТНІКУ
ПА РАБОЦЕ З НАВУЧЭНЦАМІ, ЯКІЯ МАЮЦЬ
ПАВЫШАНУЮ МАТЫВАЦЫЮ ДА НАВУЧАННЯ
АСНОЎНЫЯ ПРЫНЦЫПЫ РАБОТЫ
З ВЫСОКАМАТЫВАВАНЫМІ ВУЧНЯМІ
Метады і формы работы
Урочныя:
Пазаўрочныя:
СТРАТЭГІЯ РАБОТЫ З АДОРАНЫМІ І ВЫСОКАМАТЫВАВАНЫМІ ДЗЕЦЬМІ
Паспяховасць работы з адоранымі навучэнцамі шмат у чым залежыць ад таго, якая работа праводзіцца з гэтай катэгорыяй навучэнцаў у пачатковай школе. Адметным крытэрыем адоранасці дзіцяці пры наяўнасці ў яго высокай успрымальнасці да вучэння і творчых праяў, з'яўляецца ярка выяўленая, дамінуючая пазнавальная патрэба, якая адрозніваецца актыўнасцю, патрэбай у самім працэсе разумовай дзейнасці і задавальнення ад разумовай працы. Пазнавальная патрэба з'яўляецца адной з базавых патрэбаў, задавальненне якой забяспечвае фарміраванне і самосуществование асобы, развіццё яе здольнасцей з прыродных задаткаў. Пры спрыяльным варыянце развіцця пазнавальная патрэба праходзіць тры ўзроўні:
1-ы ўзровень - патрэба у новых ўражаннях (дашкольная дзяцінства);
2-і ўзровень - развіццё дапытлівасці, выяўленай у цікавасці да пэўных заняткаў, вывучэнню канкрэтнага прадмета (малодшы школьны ўзрост, малодшыя падлеткі);
3-і, вышэйшы ўзровень - мэтанакіраваная пазнавальная дзейнасць, накіраваная на правядзенне навуковага даследавання, прафесійнае вызначэнне (назіраецца ў старшакласнікаў). Скажэнне і несвоечасовае задавальненне пазнавальных інтарэсаў пакідае здольнасці ў неразвітым, пачатковым стане.
ЗДОЛЬНАСЦІ ДЗЯЦЕЙ
МАКРОСТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1.ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ Техники, методы, приемы: слова приветствия; проверка отсутствующих; проверка, готовности к уроку; организация внимания учащихся; спокойная, уверенная манера ведения урока; отсутствие многословия, «гигиена речи»; разумное сочетание вербальных -командных установок и гуманных – в виде просьб и предложений, рекомендаций; преемственность и последовательность требований; создание эмоционального делового настроя.
2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифферен-циации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения.
Методы и приемы обучения: тестовые задания; выполнение заданий, подобных домашним; постановка вопросов учителем и учащимися; озвучивание таблицы, ОСК;
диалог с просьбой продолжить мысль…; монологическое высказывание учащегося с последующим рецензированием его ответа товарищами; сверка с ключом; сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконторля.
Методы и приемы обучения: повторение знаний, необходимых для восприятия нового материала; выявление знаний, полученных на основе жизненного опыта учащихся;
построение ассоциативного ряда (на что похоже…? Какие вызывает ассоциации?)
проведение опроса с целью проверки изученных знания и понимания изучаемого – учебный диалог, мозговой штурм;
Методы и приемы обучения: подготовка к формулированию темы и задач урока на основе предложенного учителем учебного материала (проблемного вопроса, задания, интриги);
привлечение внимания учащихся, обеспечение необходимой мотивации; сотрудничество с учащимися в постановке задач урока; постановка уровневых целей; постановка привлекательной цели; постановка целей через показ конечных результатов занятия;
дополнение реальной ситуации фантастикой.
Техники, методы и приемы обучения: активные действия учащихся с объектом изучения;
максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами деятельности; работа с определением понятий; использование аналогий (общие свойства при различном происхождении), гомологий (общие свойства и общее происхождение); работа с учебником; составление опорного конспекта, плана, алгоритма, таблицы; изучение в экстрактивном режиме (рассказ, лекция, сообщение, объяснение); изучение в интроактивном режиме (модульное, программное, компьютерное обучение); изучение в интерактивном режиме (проблемное, проектное, адаптивное обучение, КСО) .
6.ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Технологии: развивающего обучения, уровневой дифференциации (на двух уровнях), КСО, модульного обучения, компьютерного обучения.
Методы и приемы обучения: задания на определение зон актуального и ближайшего развития; уровень обратной связи со всеми учащимися класса; использование заданий на узнавание и различение изучаемых объектов; само- , взаимопроверка заданий по ключу;
«опрос экспертов»; проверочные карточки, перфокарты, сигнальные карточки, ОСК, модульные карточки, компьютерные задания и пр. на установление оперативной обратной связи.
7.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения.
Методы и приемы обучения: взаимообмен заданиями и вопросами; вопросно-ответное обобщение; использование алгоритма рассуждений; обращение к субъектному опыту; перенос знаний в частично измененную ситуацию; придумывание заданий, вопросов, задач; «опрос эксперта»; интеллектуальный марафон; использование заданий, повышающих интеллектуальную активность; выдвижение гипотез, предложений.
8.ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, проектное обучение, компьютерного обучения.
Методы и приемы обучения: разноуровневая самостоятельная работа; деловая игра;
групповая работа по методикам КСО; дебаты «за» и «против»; задание «по кругу»;
лабиринт действий; рынок возможностей; ученые станции; задание на самостоятельное построение алгоритмических предписаний для решения задач; моделирование;
конструирование; сочинение и др.
9.ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, проектное обучение, компьютерного обучения.
Методы и приемы обучения: техника кооперации (работа в группах с различными видами заданий, работа над проектом); составление карты мыследеятельности (что привело к открытию того или иного закона…); моделирование; построение «дерева» темы;
мозговой штурм в устной и письменной формах; техника пересечения тем (пример: пересечение на «деревьях» нескольких тем – стрелочками); учебные ситуации и игры;
обобщающие и структурно-логические таблицы, схемы
10.КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ Технологии: уровневой дифференциации, проблемного обучения, КСО, модульного обучения, проектное обучение, компьютерного обучения.
Методы и приемы обучения: разноуровневые контрольные и самостоятельные работы;
тестовые задания (открытые и закрытые); задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом; задания на конструирование нескольких способов выполнения одного и того же задания; использование нестандартной ситуации для применения проверяемых знаний; рейтинговые задания; задания с противоречивыми данными.
Методы и приемы обучения: использование упражнений, специально разделенных на мелкие этапы и звенья; тестовые задания; задания с пропусками; структурно-логические схемы с пропусками; применение развернутых инструкций и программированных заданий с поэтапным контролем.
Методы и приемы обучения: трехуровневые домашние задания; постановка интересных учебных проблем ;заданий с поиском их решений; творческие задания (моделирование, конструирование, сочинение, реферат и др.) техника особых заданий; групповые задания творческого характера.
Методы и приемы обучения: соотнесение поставленных задач с конечным результатом урока; краткость и емкость анализа; определение мер последующей работы с теми, кто затрудняется; планирование работы на следующее занятие; «лист обратной связи»; «незаконченные предложения;
«письмо учителю»; взаимная благодарность за сотрудничество.
ПАМЯТКА ПА АРГАНІЗАЦЫІ І ЎДАСКАНАЛЕННІ КАНТРОЛЬНА-АЦЭНАЧНАЙ ДЗЕЙНАСЦІ НАСТАЎНІКА
-вусныя адказы пры індывідуальнай праверцы,
-за выкананне практычнай работы,
-пры франтальнай вуснай праверцы за сукупнасць адказаў,
-за выпраўленні і дапаўненні адказаў іншых вучняў,
-за адказы ў працэсе гутаркі пры вывучэнні і замацаванні новага матэрыялу.
-ці ўсё расказаў вучань,
-колькі памылак было, якія гэта былі памылкі,
-якія былі дапушчаны недакладнасці,
-ці правільна зразумелы вучэбны матэрыял,
-ці ведае вучань азначэнне паняццяў,
-ці ўмее тлумачыць сувязі і залежнасці,
-даслоўна пераказвае матэрыял ці пераасэнсаваў яго,
-ці ўмее вылучаць галоўнае, аперыраваць ведамі, прымяняць іх для тлумачэння -новых фактаў, падзей, лагічна, паслядоўна пераказваць матэрыял.
-наколькі звязна, коратка і ўпэўнена вучань пераказвае матэрыял,
-ці мае патрэбу вучань у навадных пытаннях, падказках.
-ці ўмее выконваць дзеянні, усведамляць сістэму дзеянняў, вусна пералічваць, парадак дзеянняў, практычна карыстацца ім.
свернуть
BankTestov.ru
Бесплатный сервис. Прост в использовании. Позволяет создавать вопросы с единичным и множественным выбором, устанавливать сложность вопроса, сохранять результаты или проходить тестирование анонимно. Созданные тесты, чтобы стать общедоступными, проходят премодерацию. Из минусов - наличие рекламы.
master-test.net
Сервис позволяет не только создавать тесты, но и загружать себе на компьютер, если нет выхода в Интернет для прохождения. Учителя, занимающиеся дистанционным обучением, могут использовать сервис для проведения зачетов, при работе с детьми, которые по определенным причинам не посещают школу
LearningApps очень интересный сервис! Это интерактивный конструктор для разработки заданий в разных режимах – «Пазлы», «Установи последовательность», «Викторина с выбором правильного ответа» и др. Основная идея упражнений заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в привлекательной для них игровой форме.
Umaigra (UI) представляет собой интернет-проект дистационного обучения, основанный на многолетнем опыте Umapalata.com в разработке учебных программ для школ, предлагает новую онлайновую систему для создания, публикации и выполнения дидактических игр для детей.
UI может быть легко интегрирован в основной учебный процесс в качестве дополнительного обучающего инструмента - игрового, и в то же время эффективного, который можно использовать как в школе так и дома, как индивидуально так и для группы учеников.
UI предлагает широкие возможности в создании и использовании игр на различных языках, в различных предметных областях, для разных возрастных категорий. Он имеет простой и интуитивно понятный интерфейс. Позволяет публикацию и свободный обмен играми между преподавателями и учениками.
rebus1.com Русскоязычный генератора ребусов. Задайте любое слово или фразу, и программа моментально сгенерирует по вашему запросу ребус! Используя соответствующий переключатель, можно создавать специальные ребусы для детей, в которых использованы изображения детских героев из сказок и мультфильмов.
PowToon представляет собой инструмент для создания презентаций, который сочетает в себе два очень важных элемента в этом виде программ: он простой в использовании и результаты очень интересны.
Можно использовать PowToon прямо с вашего браузера. Прежде чем приступить к созданию слайдов, нам придется выбрать один из различных стилей, которые мы имеем в нашем распоряжении. После выбора у нас будет очень простой интерфейс, из которого мы можем сделать любое действие с помощью всего одного щелчка мыши.
Calaméo - это сервис для создания интерактивных публикаций в Интернете.
Разработчики сервиса предлагают вам новый способ публикации - простой для использования и с невероятно широкими возможностями. Из файла формата PDF можно создавать журналы, брошюры, каталоги, отчеты, презентации и многое другое.
Что же такое интерактивная публикация?
Это интерактивный электронный документ для чтения с компьютера. При этом создается ощущение чтения бумажного документа: можно перелистывать страницы, отмечать интересные места, увеличивать масштаб изображения... в журналах, брошюрах, каталогах, отчетах, презентациях и не только.